
Выжить на рынке высококлассных музыкальных инструментов действительно непросто. При годовой выручке $43,5 млн PRS Guitars, основанной в 1985 году, трудно тягаться с такими старожилами и гигантами гитарного рынка, как Fender Musical Instruments ($350 млн) и Gibson Guitar Corp. ($325 млн). Поэтому Смит хватается за любую возможность заработать. Например, в январе приобрел своего же дистрибьютора в Великобритании (сумма сделки не раскрывается), чтобы к концу года начать прямые поставки розничным продавцам в Европе и оставлять у себя всю прибыль.
Смиту сейчас 57 лет, а начал он делать гитары, когда был подростком, используя доступные детали и материалы. Никакого специального образования у предпринимателя нет. Его отец играл в джаз-банде, но зарабатывал на жизнь преподаванием математики, так что у Пола не было денег на покупку первоклассных инструментов. «Я мог их получить, только собрав сам», — говорит он. За недостаточное усердие в учебе Пол был исключен из колледжа и, выбирая себе занятие, освоил столярное дело. В том числе научился делать корпусы гитар.
Натягивать струны получалось у него лучше, чем играть на них. «Когда я играл на гитаре, все разбегались. Когда я снимал чехол с гитары, которую я сам сделал, собиралась толпа», — вспоминает Смит. Покупателей он искал среди гастролирующих артистов. На то, чтобы превратиться из кустаря в бизнесмена, понадобилось 10 лет. В среднем лишь один из 10 музыкантов, которым Пол демонстрировал свои гитары, делал заказ. На каждый инструмент уходило около месяца работы.
В конце концов, набив руку, молодой мастер сделал несколько моделей гитар, которые хотел бы выпускать, и отправился в путешествие по Восточному побережью в поисках потенциальных покупателей. Вернувшись домой с некоторой суммой денег и подзаняв у друзей, Пол Смит учредил PRS Guitars. На стартовый капитал также скинулись первые сотрудники фирмы — такие же энтузиасты, как ее основатель.
В 2000 году выручка компании составила $14 млн, в 2001 году — $21,5 млн. Смит сосредоточился на электрических и акустических гитарах высокого класса. Средняя розничная цена гитары от Пола Смита — $3000, цена моделей, выпущенных ограниченным тиражом, может достигать $60 000. Неудивительно, что PRS Guitars стала любимой маркой многих рок- и фолк-звезд, в том числе Карлоса Сантаны и Эл Ди Мейолы. Гитары PRS делают из отборных кусков дерева махагони и клена, доведенных в особой сушильной камере до влажности ровно 6%, пятикратно отшлифованных и покрытых восемью сверхтонкими слоями лака. Компания использует звукосниматели собственной конструкции. В этом году ее цех в Стивенсвилле (штат Мэриленд) выпустит около 13 000 гитар. Еще 25 000 инструментов — так называемых student edition по $700 за штуку — изготовит партнер в Южной Корее.
Смиту повезло, когда в 1975 году он со своей гитарой пробрался в гримерку Tеда Ньюджента и сказал рок-музыканту: «Если вы не влюбитесь в эту гитару, я верну деньги». Ньюджент до сих пор владеет той гитарой. В 1980 году Смит благодаря тому же приему подружился с Карлосом Сантаной. Поддержка знаменитого музыканта, назвавшего PRS «Ferrari в мире гитар», помогла Смиту сделать себе имя среди музыкантов. И среди известных продавцов, таких как Руди Пенса. Он впервые встретился со Смитом в конце 1970-х, когда тот пришел в Music Shop на Манхэттене с несколькими гитарами. «Я оценил качество инструментов и сказал: «Боже мой, они потрясающе выглядят и звучат», — вспоминает Пенса, который в год продает 40–50 гитар PRS в своих двух магазинах в Нью-Йорке и держит несколько экземпляров в собственной коллекции. Он говорит, что, когда берешь в руки такую гитару, возникает ощущение как от скрипки Страдивари.
К этому Пол Смит и стремится. «Чтобы достичь совершенства в любом деле, нужно трудиться 10 000 часов. Мне, наверное, пришлось потратить 40 000 часов», — смеется он. Тед Маккарти, бывший президент Gibson, в течение 12 лет консультировал Смита по таким вопросам, как конструкция подставки для струн и электрическая схема звукоснимателей. Владелец PRS Guitars уверяет, что порядка 80% его работников — вполне приличные музыканты. И программа мотивации у него соответствующая — скидки при покупке фирменных гитар, вечеринки, музыкальные фестивали. Но он требовательный начальник. «Когда Пол говорит, все слушают, — вспоминает бывший сотрудник, который работал полировщиком в PRS. — Когда он на работе, все об этом знают и каждый понимает, что ничто не укроется от его взгляда».
Поскольку такие гитары — предмет роскоши, экономический кризис больно ударил по PRS. В 2009 году объем продаж упал на 12%. «Я купил дом перед крахом, и на следующий день после обвала он стоил всего две трети той суммы, которую я заплатил», — вспоминает Смит. Большой портфель предварительных заказов помог компании справиться с трудностями, и в 2010 году выручка PRS выросла на 30%. «Мне никогда не приходилось так тяжело работать. Сейчас положение лучше, но оно не безоблачное», — рассказывает Смит.
Ситуация должна улучшиться с поглощением дистрибьюторской Headline Music (по словам Смита, рентабельность на производстве в хороший год составляет всего 7,5%). Основатель и гендиректор Headline Music Гевин Мортимер, продающий гитары PRS с 1999 года, утверждает, что новые заказы от европейских розничных торговцев продолжают увеличиваться. Покупатели в Англии нередко проезжают 500 км от дома до магазина только ради того, чтобы купить PRS. «Пол может воскликнуть: «Это идеальная гитара с лучшим звуком!», а через месяц или даже пару недель скажет: «Нет, забудем о ней», — делится впечатлениями Мортимер. — Он никогда не прекращает поиски и, вероятно, никогда не прекратит. Иногда это бывает очень досадно. Но это очень вдохновляет».
Одержимость? Да, Смит предпочитает относиться к своей работе как к страсти. «Любовь — это неотъемлемое условие хорошей работы, — рассуждает он в ожидании встречи с поклонниками в музыкальном магазине под Бостоном. — Я не могу требовать от людей, чтобы они любили компанию PRS. Но если хочешь, чтобы гитара была идеально отполирована, придется полюбить ее».
http://www.forbes.ru/242544-kak-nedouchivshiisya-student-sozdal-ferrari-v-mire-gitar