Песни - лирическая летопись времени. В них отражаются все вехи истории страны, боль и радость отдельных людей и всего народа. Прошло 65 лет со дня Победы, но песни далеких и грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.
Вот уже даль дневную окрасил вечерний свет...
Что же меня волнуют песни военных лет?..
Что-то для нас святое скрыто в их глубине,
Строки, какие стоя хочется слушать мне.
Спустя много лет после войны напишет эти стихи поэт Михаил Матусовский.
Роль песни в годы войны была чрезвычайно высока. Они складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии. Их женам, матерям, детям они тоже помогали, очень помогали ждать все годы разлуки. У каждой песни своя история, свой путь, и своя судьба.
Через несколько дней после начала войны, по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Это песня «Священная война».
Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает как волна!
Идет война народная,
Священная война.
Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача было напечатано в газете на третий день войны. Газету передали руководителю прославленного Краснознаменного ансамбля песни и пляски Александру Васильевичу Александрову. Стихи потрясли композитора - в них было то, чем жил он сам все эти первые дни войны, его мысли и чувства... и, как бы сам собою, возник их музыкальный образ, слышалась мелодия. Впервые эта песня была исполнена на Белорусском вокзале для уходящих на фронт бойцов. Весь вокзал словно замер. Все, и артисты, и слушатели, бойцы, и те, кто их провожал, испытали настоящее потрясение. В наступившей напряженной тишине все слушали стоя. Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтоб увезти с собой на фронт. Эта песня была музыкальной эмблемой Вов. Послушайте эту песню-марш, и вы сразу же ощутите прилив патриотических чувств.
Не только марши, но и суровые песни-вальсы были созданы на войне. «Прощайте скалистые горы». Эта песня посвящена североморцам, и родилась она на Северном флоте. В 42-м году рядовой пушечно-артиллерийского полка Николай Букин прислал свои стихи в редакцию газеты, их опубликовали в ближайшем номере. Листая подшивку газет, на эти стихи наткнулся композитор Евгений Жарковский, тоже служивший на Северном флоте. Потянулся к роялю. Снова и снова проигрывал мелодию, которая становилась все более певучей и стройной.
Прощайте, скалистые горы
На подвиг Отчизна зовет.
Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход.
А волны и стонут, и плачут
И плещут о борт корабля...
Растаял в далеком тумане Рыбачий -
Родимая наша земля.
Суровая героика. И вдруг - вальс... А почему бы и вальсу не быть героическим? Какое время, такой и вальс... Полюбили эту песню на всех флотах, и не только на флотах. Песня «Прощайте скалистые горы» не забыта и в наши дни, её всегда поют моряки-североморцы, она признана неофициальным гимном Северного флота.
Песня-баллада «Заветный камень», которую Леонид Осипович Утесов называл в числе самых своих любимых песен, родилась в Севастополе. Поэт Александр Жаров и композитор Борис Мокроусов находились там, в трагические дни прощания с городом. По приказу командования Черноморский флот уходил к побережью Кавказа. Люди, покидая город, брали с собой кто горсть крымской земли, кто камень. Вместо талисмана... И эти заветные камни, эту священную землю, обильно политую кровью, матросы обещали вернуть на место, когда вышвырнут фашистов из Севастополя. Так у авторов родился герой песни - матрос, которого подобрали в море друзья.
Он камень сжимал посиневшей рукою
И тихо сказал умирая:
«Когда покидал я родимый утес,
С собою кусочек гранита унес...
Затем, чтоб вдали
От крымской земли
О ней мы забыть не могли.
Во время Великой Отечественной войны родилось много прекрасных, незабываемых лирических песен. Одну из первых песен Великой Отечественной войны написал Василий Павлович Соловьев-Седой. Эта спокойная, тихая песня «Вечер на рейде», сразу полюбилась фронтовикам. Зимой 41-го года композитор выступал на Калиниградском фронте. После концерта в солдатской землянке бойцы попросили исполнить что-нибудь «для души», потеплее, посердечнее. Уже со второго куплета бойцы начали ему подпевать.
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой.
С этого дня песня стала опережать артистов, ее пели миллионы людей. Почему же мирная, тихая песня, в которой даже ни разу не упоминается слово «война», так полюбилась в суровую пору? Наверное, потому, что она создает возвышенное настроение, что есть в ней большая внутренняя сила. У рояля - словно всплески волн, а поющие обращаются друг к другу, ища сочувствия, поддержки и отклика:
Споемте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдем в предрассветный туман...
Завидная доля выпала этой песне! Не только моряки ее считали своей, «Уходим завтра в поле...» - пели пехотинцы, «Уходим завтра в горы...» - пели народные мстители Крыма. Десантники перед вылетом в тыл врага пели: «Прощай, земля Большая! Десант наш улетает...». И даже итальянские партизаны положили на эту мелодию рассказ о своей юной героине.
Не менее популярная была всем известная песня «Катюша». Осенью 1938 года «Катюша» впервые была исполнена Государственным джаз-оркестром и его солистами. Поэт Михаил Исаковский написал стихи, а композитор Матвей Блантер сочинил музыку на эти стихи. Песня стала всенародно любимой, а в годы войны, когда тысячи других Катюш отправились на фронт, появились песни переиначенные, о сражающейся Катюше, о разведчице, медсестре, партизанке. В 1943 году народ дал ласковое прозвище «катюша» новому оружию - гвардейскому миномёту. А в 1944 году композитор Владимир Захаров и поэт Михаил Исаковский сочинили еще одну песню «Катюша» - уже об этом новом оружии. Никакую другую лирическую песню не знало, не пело, не полюбило столько людей в стольких странах, как эту боевую «Катюшу». На крутом, высоком берегу реки Угры в Смоленской области, где рос Михаил Исаковский, поставили памятник «Катюше». Памятник песне! Кажется, один из немногих в мире!
Песня «В землянке», сразу же безоговорочно была принята - и сердцем солдата, и сердцами тех, кто его ждал. А ведь стихотворение, из которого она родилась, даже в печать не предназначалось. Просто поэт Алексей Сурков написал жене с фронта это стихотворение. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале 42-го не пришел во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». И тут Алексей Сурков вспомнил о стихах, отправленных домой, переписав их, отдал Листову. Через неделю новая песня пошла по всем фронтам - от Севастополя, до - Полярного. Конечно же, сугубо личные строки Алексея Суркова совсем не случайно стали популярнейшей песней войны, одной из наивысших лирических удач во всей фронтовой поэзии. Солдатское сердце искало не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что на него обрушила жестокая действительность.
Не случайно рядом со строками «Идет война народная, священная война» - в солдатском сердце жила, в общем то не очень искусная песенка про синий платочек. Есть секрет исключительной душевной приязни миллионов бойцов к таким стихам, как «Жди меня» поэта Константина Симонова, и к таким песням как «Темная ночь» - Николая Богословского на слова Владимира Агатова, «Огонек» - на слова Михаила Исаковского, музыка народная, «Соловьи» - музыка Василия Соловьева-Седого на слова Алексея Фатьянова, «Случайный вальс» - музыка Евгения Долматовского на слова Марка Фрадкина. И много-много других песен было создано в годы Великой Отечественной войны, и после, в память о тех днях, событиях, друзьях, во славу победы и победителей.
По своему эмоционально-духовному наполнению, песни войны превзошли всё, что существовало на нашей эстраде прежде, и всё, что вышло на нашу эстраду после. В годы войны оказался нарушен обычный порядок проникновения песен в народ: если до войны песни сначала издавались на пластинках, а уж потом, становились популярны, то теперь они, исполняясь на фронтах, становились популярны и только потом попадали на пластинки. И с этими песнями критики и цензоры уже не могли ничего поделать - это были народные песни, заслужившие в боях право на существование!
http://do.gendocs.ru/docs/index-264111.html