Обновления сайта:

Топ публикаций:

Комментируют:

Школа цифровой записи. Общая классификация студий звукозаписи

30 марта 2013 г.   

ЗвукозаписьСтудии звукозаписи заполонили мир. Куда не посмотри, взгляд упирается в некую творческую личность, окружившую себя той или иной аппаратурой и смело берущую деньги за "недорогую высококачественную запись и мастеринг музыкальных альбомов любых стилей и направлений". Толи приборы стали дешевле, толи требования ниже, но факт остается фактом: огромное количество граждан родной страны занялось музыкальным творчеством. И в этом, безусловно, есть огромные плюсы: почему бы не реализовать затаенные идеи, если современные технологии настолько упростили процесс создания музыки?!

Идеи плодятся. Процесс кипит. Но наступает момент, когда любительского творчества становится мало. Приходит пора осмысления процесса. Появляются вопросы. И для тех, кто интересуется современными технологиями цифровой звукозаписи, доступными в рамках разумного бюджета, мы задумали цикл статей, объединенных названием "Школа Цифровой Звукозаписи".

В рамках цикла мы затронем вопросы классификации студий, студийных помещений, звукоизоляции и акустики, дизайна и интерьера, технологии и аппаратуры цифровой звукозаписи, обработки звука, мониторинга, коммутации, аранжировки, многоканальной записи, редакции, сведения, премастеринга, сопутствующих работ, а также взаимоотношения студии с заказчиками и подрядчиками. А проиллюстрируем все рассказанное на примере московской студии "Артефакт", являющейся подразделением звукозаписывающей компании SoundVision.

На наш взгляд, выбор студии Артефакт является весьма удачным не только потому, что здесь на относительно небольшой площади удачно расположены аппаратная, модуль акустической записи и комната отдыха, а при строительстве применялись передовые технологии в области звукоизолирующих и звукопоглощающих покрытий. Дело в том, что студия функционирует в полностью цифровом домене на базе 48-канальной цифровой консоли. А звукозаписывающий тракт весьма продуман, логичен и целен, что для студий данного класса, к сожалению, отнюдь не всегда характерно.

Статьи будут построены в виде бесед нашего корреспондента Владимира ЧЕРНИ с работниками студии "Артефакт". Так, в первом интервью, посвященном классификации звукозаписывающих студий, мы побеседовали со звукорежиссерами Константином ЛАКИНЫМ и Александром КОРНЫШЕВЫМ.

Владимир ЧЕРНИ: - В сегодняшнем мире существует невероятное количество самых разнообразных студий. Можно ли начать разговор о студийном бизнесе с некой классификации?

Константин ЛАКИН: - На мой взгляд, одна из самых объективных классификаций звукозаписывающих студий - по количеству вложенных в проект денег. Конечно, здесь не надо учитывать бестолковую трату средств неспециалистами. Но если за дело создания студии берутся профессионалы, то ее уровень в достаточно большой степени пропорционален вложенным в нее деньгам.

В.Ч.: - Можно говорить о прямой пропорции?

К.Л..: - Не совсем. Давайте рассмотрим одну из важнейших частей студии - звуковой тракт. Как в любой области человеческой деятельности, здесь важен критерий "качество/цена". И точно так же, как в ситуации с одеждой, едой, другими товарами, приборы студийного звукового тракта можно отнести к одной из трех групп.

Первую группу я бы назвал "дешевой". Здесь цена может колебаться самым непонятным образом, а качество аппаратуры, независимо от стоимости, неизменно низко. Потребители товаров первой группы - начинающие музыканты, необразованные "лохи" или апологеты философии "на грош пятаков".

Вторая группа - "ширпотреб" в нормальном смысле этого слова. То есть, аппаратура, которую покупает любой здравомыслящий покупатель среднего достатка. Именно в этой группе цена прибора прямо пропорциональна его качеству, то есть в зависимости от имеющегося бюджета можно собрать студийный комплект совершенно адекватного качества.
Третья группа включает в себя элитную аппаратуру, доступную лишь хорошо обеспеченным хозяевам. В этой среде имидж и престиж играют гораздо большую роль, чем деньги. Здесь важен аристократичный узнаваемый дизайн, известное имя фирмы-производителя, наличие подобной аппаратуры у других мэтров. В этой группе само по себе высокое качество товара мало коррелирует с его ценой, ибо последняя явно завышена. Студии, которые могут позволить себе подобный аппаратный парк, имеют соответствующие помещения, сервис и, безусловно, персонал.

Александр КОРНЫШЕВ: - На этом уровне может идти разговор и об уникальной акустике определенного тон-ателье. Что же касается персонала, то он действительно уникален. Вот, допустим, студия EMI Records должна стоить очень дорого. И это только потому, что она называется "EMI". В этом заключается момент престижа и рекламы.

В.Ч.: - Много ли наших музыкантов могут записываться в таких студиях?

А.К: - Конечно, нет. Наши, да и многие зарубежные студии, в основном, находятся в той самой средней группе, где при наличии мозга в голове хозяина, качество студийного тракта пропорционально его цене.

К.Л.: - Уж коли речь зашла о классификации, я бы предложил разделить отечественные студии на четыре категории: большие коммерческие (стоимостью со строительной частью, скажем, от 100 тысяч долларов и выше), малые коммерческие (ориентировочно от 50 до 100 тысяч), профессиональные домашние (от 10 до 50 тысяч), домашние и демонстрационные (от 2 до 10 тысяч).

В.Ч.: - Наверное, для полноты картины стоит коснуться записи для кино и видео?

К.Л.: - Такие работы ведутся в особых студиях "пост-продакшн". Здесь - несколько другой технологический процесс, другие требования к оборудованию и даже к помещению. Именно "пост-про" являются "застрельщиками" работы в формате surround. Более того, эти студии начали "переход в цифру" гораздо раньше своих музыкальных коллег, так как здесь иные требования как к функциональности аппаратуры, так и к качеству звука.

В.Ч.: - Что представляют собой коммерческие студии?

К.Л.: - Студии этого уровня предоставляют профессиональное качество записи в комфортных условиях. Уровень студий, попадающих в этот диапазон, достаточно разнообразен и здесь можно говорить лишь о том, что качество выпускаемой продукции максимально близко привязано к расценкам. Здесь обсуждаются вопросы количества каналов, мониторинга, парка приборов и акустики помещений - всего того, о чем в элитных топ-студиях говорить просто не принято, ибо там все всегда "по высшему классу". Кроме того, современные коммерческие студии разделяются на цифровые и аналоговые.

В.Ч.: - И каких больше?

К.Л.: - Не знаю. Наверное, переломный момент уже миновал, и цифровых студий больше. Ведь качественный аналоговый тракт стоит очень дорого, и только студии высшего ценового диапазона могут себе позволить такую роскошь.

А.К.: - Помимо всего прочего, суть коммерческой студии - в ее высокой технологичности. Чтобы быть рентабельной, она должна пропускать большое количество проектов с минимальными затратами времени на переконфигурацию. Ведь работы на студии проводятся самые различные. В непредсказуемой последовательности могут следовать заказы на премастеринг, трекинг, сведение или редакцию. При этом выходное качество продукта должно быть максимально высоким, и от того, насколько быстро можно перейти к другой работе, зависит эффективность студии. С этой точки зрения при одинаковом качестве выходного материала цифровая студия является более выигрышным вариантом, чем аналоговая.

К.Л.: - Думаю, сравнение по качеству выходного материала неправомерно, так как при тождественности этого показателя в аналоговой и цифровой студиях, последняя будет стоить существенно дешевле. Поэтому, если мы говорим об одинаковой стоимости, то качество аналоговой студии будет существенно хуже. Впрочем, это только подчеркивает Сашину мысль, ибо переконфигурация недорогой аналоговой студии также весьма проблематична.

А.К.: - Это очевидно. Цифровая студия позволяет запоминать сцены. В аналоговой же приличный пульт, запоминающий расположение регуляторов, стоит сумасшедших денег. А ведь это очень важный момент! Допустим, записали одного исполнителя, обработали треки и скинули в стереопару. Приходит следующий, для которого требуется установить совершенно другие параметры и, соответственно, положения регуляторов на микшере и приборах изменяются. И если по каким-то причинам необходимо сохранить сцены, то непонятно, какова должна быть стоимость студийного часа, чтобы она окупила располагающий памятью аналоговый микшер!

В.Ч.: - Но как в этой чехарде цифры, аналога и денег ориентироваться несчастному клиенту?

К.Л.: - Любой человек прежде всего должен ясно представлять свой бюджет. И понимать, что при разумном бюджете все рассуждения о качестве звука и скорости переконфигурации справедливы лишь для полностью цифровых студий.

В то же время реальное состояние отечественных студийных трактов весьма прискорбно. Так, в аппаратном парке многих студий часто наблюдаются многоканальные хард-диск-рекордеры при некачественных оцифровщиках и недорогой аналоговой консоли. Впрочем, сочетания могут быть самыми различными и дикими. А в результате нет ни аналоговых, ни цифровых преимуществ, хотя в рекламе подобных предприятий пафосно указывается "цифровой тракт" или "аналоговая обработка". Опять же, хочу оговориться, что речь не идет о грамотно сконфигурированных студиях с дорогими автоматизированными аналоговыми консолями и элитными цифровыми многоканальниками.

А.К: - Для бюджетных студий разговор о совмещении цифрового тракта с аналоговым я считаю просто неуместным. В таких совмещенных студиях оборудование не может эффективно отрабатывать свои ресурсы. Я не буду первооткрывателем, если скажу, что достаточно иметь в тракте хоть один прибор низкого класса, чтобы весь тракт стал того же низкого класса, независимо от остальной аппаратуры.

К.Л.: - Качество тракта определяется самым плохим его звеном и практика показывает, что в нижнем и среднем диапазонах цен студия должна быть только цифровой.

В.Ч.: - Как, кроме "цифры" и "аналога", различаются между собой коммерческие студии?

К.Л.: - Думаю, в нашей стране их можно условно разделить на большие и малые.

В.Ч.: - Ну, с большими - более-менее понятно. Они стоят больших денег, и многим не по карману. А вот о малых и средних, наверное, стоит поговорить особо.

К.Л.: - Массовые коммерческие студии стали возникать после появления недорогих многоканальных аналоговых магнитофонов, позволявших за очень небольшие деньги писать восемь и более каналов. А настоящую революцию в области звукозаписи произвело появление ADAT, ставшего катализатором рождения тысяч малых и средних студий, выдававших приемлемое качество записи в рамках разумного бюджета.

А.К.: - Более того, модульность ADAT позволила более гибко планировать бюджет и возможности студий. Заработанные на записи деньги можно было использовать, например, для покупки дополнительного ADAT, который объединялся с уже имеющимся, и благодаря этому сразу существенно увеличивалось количество записываемых каналов. Для нас это было очень существенной деталью, поскольку до ADAT процесс синхронизации нескольких магнитофонов был гораздо сложнее.

К.Л.: - На быстрое развитие сектора массовых коммерческих студий также положительно повлияло появление относительно недорогих микшеров, таких как Maсkie. Конечно, у них в линейках не было динамики и прочих вещей, присущих дорогим консолям, но эти пульты соответствовали уровню стандартного студийного звукового тракта.

В.Ч.: - Многие музыканты пишутся не только в коммерческих студиях, но и дома.

А.К.: - В этом случае речь идет уже не о коммерческих, а о профессиональных домашних студиях, основной отличительной чертой которых является отсутствие жестких требований к технологичности. Музыкант собирает студийный комплект, в первую очередь, для себя, не преследуя при этом цели непрерывной коммерческой записи. Здесь важнее - комфорт и свобода творчества. Ведь время работы в такой студии не ограничено, и в момент творческого вдохновения всегда можно пройти несколько метров по коридору, крутануть ручки-рычажки и погрузиться в процесс записи.

К.Л.: - Не последнюю роль, на мой взгляд, здесь играет и психология. Есть музыканты, которые не любят "творить снаружи". Им лучше сидеть дома, ваяя очередную нетленку и отвлекаясь лишь на чай-кофе, приготовленные в собственной кухне. В этом плане, своего рода символом стала студия Питера Габриэла. Конечно, она стоит безумных денег, но по своей сути является профессиональной домашней, а никак не коммерческой.

В.Ч.: - Какие минимальные затраты связаны с созданием профессиональной домашней студии?

К.Л: - Если музыкант не специализируется на живом исполнении церковной органной музыки, то создание профессиональной домашней студии с акустически правильным помещением, минимальной конфигурацией аппаратуры и инструментов обойдется в 10-50 тысяч долларов. Разумеется, можно уложиться и в 5, купив хороший микрофон, приличный предусилитель и компьютер. Но такая студия будет абсолютно нетехнологична, и на запись нормального материала уйдет много сил и времени.

В.Ч.: - Почему - компьютер? Домашняя студия не может быть аналоговой?

К.Л.: - Для большинства музыкантов с относительно скромным бюджетом цифровая студия - единственно возможный вариант.

В.Ч: - Любой музыкант встречался с проблемами записи демонстрационных материалов, для которых не требуется профессионального качества звучания. Что из себя представляет демостудия?

К.Л.: - Здесь много различных вариантов от портативных кассетных многоканальников до маленьких цифровых комплектов.

А.К.: - К демостудиям можно отнести и многочисленные мультимедийные студии, ограничивающиеся компьютером с одним оператором, который может быть и композитором и техником в одном лице. В мультимедиа изначально существует ограничение по качеству звука, определяемое уровнем компьютерных устройств звуковоспроизведения. Однако, в таких студиях можно воплощать свои идеи, пользуясь различными мультимедийными программами. Кроме того, в мультимедийных студиях может записываться интерактивная продукция. Однако такие понятия, как акустика и нормальный мониторинг, здесь становятся относительными. Поэтому связанные со студийной работой задачи в мультимедийных студиях не стоят.

К.Л: - Существуют отрасли и приложения, в которых такое качество звучания устраивает. Самый наглядный пример - интернет, где бессмысленно бороться за качество, ибо оно будет потеряно при компрессировании.

В.Ч.: - Есть ли здесь предпочтения цифре или аналогу?

К.Л.: - Думаю, для демонстрационных студий этот вопрос уже не столь важен. Ведь музыкантов, как правило, интересует только количество входов и легкость в обращении, ибо кому интересно морочиться с техническими проблемами, когда пришло вдохновение?!

Владимир ЧЕРНИ. Март 2001 г.

http://art1.artefakt.ru/sound/school/article/?article_no=_digstd_1
 
Комментарии:

Человек?
Робот?