Инструмент, о котором идет речь не относится к разряду всенародных «любимцев», но это ни в коей мере не умаляет его достоинства. Называется сие чудо Framus. В общем-то, о бас-гитарах марки Warwick наслышаны многие, металлисты часто используют их в своем арсенале. Так вот, там же в Германии существует и гитарное отделение. Кстати говоря, самой первой гитарой небезызвестного Ritchie Blackmore был именно акустический Framus, который ему подарил отец. Так что фирма довольно старая и авторитетная.
На данный момент компания Framus занимается изготовлением гитар не самого дешевого класса (цены начинаются где-то от 800-900 $). Также немалую часть производства составляют инструменты Custom Shop. При этом, в отличии от американских аналогов, цены довольно гуманные. Подобная гитара обойдется где-то в 1500-3000 $ против 4000-7000 $ у Jackson или Fender.
Framus Diablo ProНу, а модель, которую я решил протестировать называется Framus Diablo Pro, стоит она в магазине порядка 32 тысяч рублей, посмотрим, насколько немцам удалось создать качественный инструмент.
Гитара своей формой корпуса напоминает традиционный Fender Stratocaster. Пластиковая панель, сделанная под перламутр (причем весьма качественно и аккуратно, неплохо воссоздавая эффект натурального материала) на корпусе усиливает это ощущение, впрочем размеры ее не столь велики, как на американском прообразе. В этом есть своя «фишка» и очарование, впрочем, думаю это сделано еще и из чисто эстетических соображений: гитара не окрашена в какой-либо цвет, натуральный рисунок древесины прекрасно смотрится и нет нужды прикрывать его хоть и красивыми, но все-таки искусственными панелями. К слову, корпус изготовлен из ясеня. Ясень — это дерево, которое считается классическим для гитар Fender. Первые экземпляры делались именно из ясеня (если не считать самые первые эксперименты из сосны), а потому считается, что «тот самый стратовский звук» лучше всего получается именно на ясеневых гитарах. Комбинация датчиков H-S-S лишь усиливает чувство того, что это гитара — потомок «Страта» (для людей, которым важна еще большая достоверность, есть версии S-S-S). И завершает картину тремоло на 2-х болтах Wilkinson.
Сам корпус, видимо, просто пропитан. Ощущение от поверхности самое приятное, дерево «дышит», его структуру отлично видно даже на цветных экземплярах. Ухаживать за таким покрытием сложнее и беречь гитару нужно сильнее, чем обычно. Но как показывает практика, такое «натуральное» покрытие корпуса себя оправдывает благородным звуком инструмента и минимальным вмешательством его в звук дерева.
Первоначальный вывод: мы имеем в руках немецкую версию «самой копируемой в мире» гитары. И уже сразу стало ясно, что версия эта не лишена индивидуальности и идет дальше, нежели простое копирование для заполнения модельного ряда.
Теперь о специальных «фишках», которых тут не так уж много, но зато — очень метко! Во-первых, голова грифа с колками «по 3 на сторону». Такая особенность заставляет вспомнить гитары Gibson. С эстетической точки зрения, это позволяет одним элементом сразу отойти от дизайна Fender и получить больше индивидуальности. Кроме того, натяжение струн при такой системе крепления, совершенно иное, особенно в сочетании с тремоло, притом, что порожек на грифе — не закрытый. Лично мне показалось, что в отличие от того же Stratocaster, такое расположение колков позволяет сделать более приятной работу с тремоло-машиной, позволяя лучше сохранять строй при качках рычагом. А если еще учесть, что тремоло тут — Wilkinson на 2-х болтах, да и в сочетании с грамотной отстройкой машины и смазыванием порожка графитовой смазкой, можно получить инструмент для довольно яростных и экспрессивных действий. Немцы — народ прагматичный и вряд ли стали бы вносить какие-то конструктивные особенности просто так. Потому, думаю, и была на этой модели реализована такая система.
Лично я больше всего люблю головы грифа агрессивного стиля, в духе Jackson или ESP, особенно — реверсные варианты. «Бошки» «3 на 3» внешне меня не так привлекают, но, как показала практика, в данном случае все пошло на пользу.
Следующая особенность является вообще уникальной! Думаю, что кроме Framus, никто такого на серийных электрогитарах не реализовывал — это гриф из дерева овангол с палисандровой накладкой. Что это за древесина? Внешне, по своей структуре и цвету она напоминает палисандр. Активно используется при изготовлении классических гитар, как правило, на накладках, в том числе, — на бас-гитарах, однако бывают инструменты и с корпусами, изготовленными из овангола. Если сравнивать звучание овангола с палисандром, то можно сказать, что он звучит «пожестче», «поагрессивнее», но «послабее» черного дерева. Иными словами, овангол находится как раз на стыке палисандра и черного дерева по своему звучанию, выдавая очень сбалансированный звук. Однако стоит отметить, что на этой гитаре гриф не является очень тяжелым, на ней без всякого дискомфорта можно играть стоя и сидя, эргономика и вес инструмента совершенно не напрягают (например, те, кто имел дело с инструментами, которые целиком сделаны из палисандра, знают, что те обладают немалым весом, по сравнению с гитарами из других пород древесины).
Что дает овангол с точки зрения звука на электроинструменте? Во-первых, в звучании электрогитары становится больше «акустичности». Поиграв на чистом звуке, я это хорошо прочувствовал. Во-вторых, это дает свой, неповторимый звук (кто бы что ни говорил, а гриф и даже его накладка на общий саунд гитары влияет сильно). В-третьих, резкий звук ясеня неплохо «сдерживается» и «балансируется». Инструмент отлично прорезает, в нем достаточно верхов, но при этом звучит ощутимо мягче, чем ясеневые Fender.
За выбор датчиков разработчикам можно сказать отдельно спасибо: здесь стоят звукосниматели фирмы Seymour Duncan: классический бриджевый хамбакер SH-4, у грифа — «классика жанра», мой самый любимый датчик у этой фирмы, — мощнейший рельсовый мини-хамбакер Hot Rails и между ними — винтажный сингл SSL-1. Такое продуманное сочетание позволяет без всяких замен электроники, играть в любых жанрах: от блюза до хэви-металла. Если честно, я даже сам до конца и не понял, кому в первую очередь адресуется данный инструмент, настолько он хорошо ведет себя в различных стилях. Так что могу уверенно сказать (при этом обрушив на себя гнев фанатов Fender): если Stratocaster многие считают самой универсальной гитарой, то этот Framus пошел еще дальше и, честно говоря, вряд ли меня убедят в обратном.
Как показывает статистика, звучание инструмента, вопреки новым тенденциям в экономике и политике, по-прежнему остается главным его атрибутом, посему стоит упомянуть и его: звук совершенно и категорически качественный, учитывая цены в России на большинство новых гитар «раскрученных» брендов вроде того же Fender, Jackson, Gibson, вполне потянет на 2000-3000 $ при своей цене в менее, чем 1500 $. При этом, в отличии от многих малоизвестных марок, Framus уверенно козыряет своим уникальным и узнаваемым звуком, никак не повернется язык назвать его «копией». Он прекрасно звучит на чистом звуке, как уже писалось выше. Думаю, что причина кроется как раз в подборе дерева, которое позволяет электрогитаре на чистом звуке иметь саунд, действительно похожий на акустические гитары, особенно — при использовании среднего датчика. Я уж умолчу, в какого зверя «акустики» превратился бы этот «Дьявол», будь на нем установлен пьезо-бридж, особенно при включении в акустический гитарный усилитель. Что касается перегруженного звука — тут инструмент себя точно также хорошо демонстрирует. Датчики подобраны удачно, потому можно без всякого облома, поиграть и Yngwie Malmsteen, и Iron Maiden, и Stevie Ray Vaughan, и Red Hot Chili Peppers, и Eric Clapton, и Beatles, и Ozzy Osbourne. На среднем сингле я поиграл спокойную музыку, «поблюзовал». Включившись в мощный Randall, я осознал всю его мощь, играя на бриджевом хамбакере и Hot Rails. Все звучит отлично и читаемо. Потрясающий инструмент!
Гриф также порадовал своей умеренной толщиной. Как владелец Ibanez со сверхтонким грифом, (такие давно не делаются) я всегда очень чутко реагирую именно на толщину грифа и его профиль, что надолго отвратило меня от гитар типа Les paul или совсем уж винтажных Fender по причине неудоства. Гриф этой гитары — гриф хорошего, достаточно современного Fender. Собран инструмент на уверенную пятерку. Никаких недочетов лично я не обнаружил. Одним словом — Германия.
Сразу становится очевидным, что по ценовому диапазону и направленности, главным конкурентом Framus, как я думаю, является сильно подорожавший за последние несколько лет дефолтовый американский Fender Stratocaster Highway One. Чем же они отличаются и что стоит выбрать из них?
Железо на Fender ощутимо хуже по качеству (это подмечено многими владельцами подобных гитар). Кроме того, если Framus обладает неплохо держащим строй, Wilkinson и локовыми колками, то Highway обладает традиционным тремоло на 6-ти болтах и такими же традиционными колками, что существенно снижает его способности уверенно держать строй при использовании тремоло. Также Fender имеет в своем арсенале 3 классических фонящих сингла или же — 2 сингла + хамбакер в бридже (в более редкой версии). Для любителей винтажа — самое то. Но вот Seymour, стоящие на Framus звучат куда универсальнее, гибче, современнее (кроме винтажного SSL-1) и вообще, по-моему, они куда более качественные. Что касается самого качества — то, как я уже говорил, Framus звучит серьезнее, собран лучше и, совершенно точно, при схожей цене, стоит выше по своему статусу. Забавно и то, что Highway делается только в ольховой версии, в то время как бесеныш от Framus может похвастаться корпусом из настоящего фендеровского дерева и более качественным, с точки зрения звука, покрытием, которое не прячет недостатки текстуры дерева и количества его кусков. Framus — это не попытка сделать сносный инструмент сверхпопулярного бренда из США, лишь бы стоил он в районе 1000 $, Diablo Pro — это гитара немецкого производства с великолепным звуком и качеством, которая сделана для истинных ценителей. И предпочесть в этой ценовой категории Fender можно только в том случае, если вы являетесь его уверенным фанатом, для которого имя инструмента, история марки и те, кто на них играет, значат больше прагматики и соотношения каждого вложенного рубля к качеству самого инструмента.
Итак, что мы имеем в итоге?
Отличный инструмент престижного, но не сверхраскрученного немецкого бренда с многолетней историей. Качество, звук, универсальность, гибкость, индивидуальность и любые иные свойства, которыми обладает гитара, стоят на высоте. Этот инструмент имеет ряд особенностей, которые, которые приятно выделяют его на фоне толпы копий Stratocaster и продуман до последних мелочей! Абсолютно взрослый и профессиональный инструмент, который нуждается в такой же работе. Думаю, что сессионные музыканты особенно оценят его гибкость и универсальность, а также то, как окупятся их деньги, вкладываясь в Framus Diablo Pro, получаешь звук на сумму куда большую, чем заплатил. Совершенно точно могу сказать, что если мне понадобится более винтажный инструмент, чем я обычно использую (я — любитель концепции модерновых флойдовых гитар со «скоростными» грифами для металла и шреда), то я уверенно предпочту именно Framus, который сочетает в себе одновременно и классику и модерн.Серьезный инструмент для серьезных людей!
Юзликеев Филипп, 2008
http://www.mirm.ru/blog/guitars/framus-diablo-pro.html