В сегодняшнем разговоре речь пойдет об особенностях MIDI-аранжировки и о том, как должна выглядеть законченная работа, создающая минимум проблем для дальнейших этапов записи. В беседе принимают участие звукорежиссеры студии «Артефакт» Константин ЛАКИН и Александр КОРНЫШЕВ, а также аранжировщик студии Петр Бубеллов.
Владимир ЧЕРНИ: - Какие источники звука используются в цифровой аранжировке?
Константин ЛАКИН: - Внешние автономные звуковые модули и специальные компьютерные программы. К внешним источникам прежде всего относятся синтезаторы и сэмплеры.
Классический синтезатор позволял создавать определенную форму волны аналоговыми методами. Затем эта волна искажалась, обрабатывалась, и появлялся результирующий тембр. Развитие современных технологий привело к расширению количества приборов, называемых словом «синтезатор». Так, сегодня на рынке присутствует уникальный инструмент Alesis Andromeda, в котором синтез производится классическим аналоговым способом, а все управляющие цепочки построены на базе цифровых технологий, что позволяет запоминать `руление` любым параметром. Следующий класс синтезаторов, ещё дальше стоящих от легендарной классики, это - аналогово-моделирующие инструменты, где в полностью цифровом тракте происходит реальное моделирование аналогового процесса синтеза и обработки волны. И, наконец, самыми далекими собратьями первых синтезаторов являются синтезаторы на основе волновых форм. Здесь в качестве начального источника звука применены не аналоговые генераторы волны или их цифровые модели, а жестко прошитые волновые формы. Большое количество этих волновых форм, функциональная мощь их традиционной обработки (огибающие, фильтрация, модуляция и т.д.) также позволяют создавать множество уникальных тембров.
Александр КОРНЫШЕВ: - Кроме автономных синтезаторов в современной технологии звукозаписи существует большое количество программных синтезаторов. Например, синтезатор Rebirth является примером такой программы с возможностью управления MIDI-контроллерами, назначаемыми на каждую его функцию. Rebirth, на мой взгляд, был одной из первых достойных разработок в данной области. Это - очень хороший пример чисто программного синтезатора, в котором процесс синтеза ведется лишь на базе вычислительной мощности центрального процессора компьютера. При этом аудиовыход программы можно назначать на цифровой или аналоговый выход платы.
К.Л.: - Следующий вид звуковых модулей - сэмплер. Здесь звуки, в основном, разрабатываются специалистами и поставляются в качестве готового тембра, требующего минимальной корректировки для привязки к конкретному звуковому полотну.
А.К.: - Основным отличием сэмплера от синтезатора является то, что на синтезаторе исполнитель имеет возможность создания оригинального нового звука в реальном времени, тогда как в сэмплере звук является готовой и достаточно сложной волновой формой. В мире не так много традиционных моделей сэмплеров, профессиональных с точки зрения совместимости библиотек звуков. Это, прежде всего, Emulator и Akai. Нельзя обойти вниманием и программный продукт Gigasampler. Все эти сэмплеры имеют вполне заслуженную мировую известность.
В.Ч.: - Форматы носителей библиотек?
А.К.: - Сначала это были дискеты, но поскольку сэмплы являются волновыми файлами и занимают большой объем, библиотеки переместились на CD-ROM. В дополнение к этому некоторые сэмплеры совместимы с компьютерными форматами волновых файлов. Проблема носителя сегодня не остра, поскольку практически любой накопитель может подключаться к сэмплеру через SCSI-порт.
В.Ч.: - Совместимость библиотек?
К.Л.: - Очень важная характеристика, поскольку будущее самого хорошего сэмплера с несовместимым форматом библиотек, скорее всего, будет обречено на провал.
А.К.: - Прежде всего необходимо сказать о формате Akai, как об изначально унифицированном формате. Библиотеки этой фирмы всегда читались практически всеми сэмплерами, так как приборы фирмы Akai ориентировались в первую очередь на удовлетворение нужд большого числа музыкантов, работающих в стилях современной танцевальной музыки. В свою очередь библиотеки E-MU всегда были направлены на создание сэмплов `живых` инструментов. Тем не менее, оба производителя сегодня имеют "взаимочитаемые" библиотеки. Нельзя также не сказать о программном продукте Gigasampler, который появился около трех лет назад и сегодня активно используется, прежде всего, в домашних студиях, как альтернатива аппаратному решению. Эта программа несет в себе функции аппаратного сэмплера, включая загрузку сэмплов и многоканальность. Кроме того, здесь имеется возможность интеграции с другим программным обеспечением внутри компьютера. Сегодня в Gigasampler можно загружать библиотеки Akai, а для загрузки библиотек E-MU разработаны программы-конвертеры.
В.Ч.: - Речь идет о 100% совместимости библиотек или неизбежны потери?
К.Л.: - Все эти приборы - сэмплеры по природе, но процесс получения конечного звука в них реализован по-разному. Соответственно, даже при совместимости обоих форматов сказать, что звук будет одинаковым на выходе нельзя. Архитектура приборов разная, и в любом из приборов может не оказаться идентичных параметров. Поэтому, можно говорить лишь о файлово-загрузочной совместимости и обеспечении изначального вида волны. Порой звук на выходе просто не предсказуем.
В.Ч.: - Существует преимущество программного сэмплера над аппаратным или наоборот?
Петр БУБЕЛЛОВ: - Все зависит от пользователя. Если человек плохо знаком с компьютером, то, разумеется с аппаратным сэмплером ему будет работать гораздо проще. Помимо всего, это вопрос бюджета студии, а также ее функциональности.
В.Ч.: - Создается впечатление, будто все, что можно было сделать со звуком уже сделано.
П.Б.: - А что здесь можно ещё придумать? Звук имеет частотную, амплитудную, временную и пространственную характеристики. Давно известны паттерны и арпеджиаторы. По большому счету, больше ничего со звуком и не сделаешь. Сегодня бренды уже начинают думать об инструментах, в которых функции создания звука были бы более интеллектуальны - как пример могу привести Korg Karma.
В.Ч.: - Понятно, что поиск нужных звуков происходит на протяжении всего процесса создания MIDI-аранжировки. Но для упрощения ситуации представим, что найдены все необходимые звуки. Что происходит дальше?
К.Л.: - Дальше аранжировщик должен закрепить все эти звуки в определенной последовательности. Для этого существует MIDI-секвенсер, который является частью аранжировочной станции. Основные функции секвенсора - запись и воспроизведение MIDI-событий, которые запускают определенные процессы в звуковых модулях (начало/окончание звучания ноты, регулировка параметров и т.д.).
П.Б.: - Существуют также секвенсеры с возможностью мультитрековой волновой записи. В этих приборах реализована идея интеграции многоканального магнитофона и MIDI-секвенсера. Наиболее известные среди подобных систем - Cubase, Logic и Cakewalk. Все эти программы сначала были MIDI-секвенсерами, а потом постепенно обросли возможностью записи волны.
А.К.: - MIDI и волну также совмещают в себе программы Samplitude и Pro Tools, разработчики которых шли к интеграции с другой стороны - от волнового мультитреккера к MIDI.
В.Ч.: - Совместимость секвенсеров?
П.Б.: - Перенос аранжировки из секвенсера в секвенсер через стандартный MIDI-файл не представляет большой проблемы, но дополнительные функции, присущие определенному секвенсеру, при этом могут быть потеряны. Происходит это потому, что некоторые установки контроллеров могут представлять собой параметры программной оболочки, а не реального MIDI-файла. Таким образом, при экспорте аранжировки в MIDI-файл подобные параметры могут остаться не отраженными. Чтобы этого не происходило, необходимо хорошо знать программу и грамотно производить соответствующие установки. Желательно вообще не пользоваться специфическими установками конкретной программы, а формировать в начале каждого трека sys-ex-команды для правильной настройки тембра.
В.Ч.: - В чем основные различия форматов MIDI-файлов?
А.К.: - При экспорте мультитрековой аранжировки из секвенсера в MIDI-файл нулевого типа (Type 0) все дорожки микшируются в одну, а события различаются номерами MIDI-каналов (опять же внутри одной дорожки). Если экспорт осуществляется в формате Type 1, то разбиение на дорожки (а в более современных секвенсерах и на отдельные партии внутри одной дорожки) сохраняется. Это более актуальный формат для переноса информации между разными платформами и секвенсерами.
В.Ч.: - Можно ли порекомендовать читателю какой-либо конкретный секвенсер?
К.Л.: - Я часто слышу заявления типа `Вот эта программа профессиональна, а эта - нет` и не перестаю удивляться категоричности тона подобных `заявителей`. На самом деле, все это во многих случаях - ерунда. Существуют определенные объективные и субъективные параметры удобства, функциональности, привычки, стабильности работы. Но, как правило, с опытом актуальность этих параметров нивелируется - для правильной надежной работы можно настроить многие системы. Например, в нашей студии мы вполне могли бы установить и Cubase VST, и Logic, и Cakewalk, и ProTools, и еще что-нибудь - Саша Корнышев, как очень увлеченный человек, постоянно анализирует последние новинки, инсталлирует их на своем компьютере, и находится в курсе ситуации. Но у нас прекрасным образом ходят в синхроне Samplitude и старенький Cubase 2.8 (последняя версия без волновых наворотов). Для того, чтобы работать качественно, быстро и технологично, такая конфигурация замечательна (как, впрочем, и десятки других конфигураций). Причем, MIDI и аудио у нас, в зависимости от внутренних перетрубаций, работают то на одной станции, то на различных компьютерах. Иногда заходит речь о том, что надо бы поставить что-то иное, но никаких объективных причин, кроме желания растопырить пальцы, не находится, а времени на переинсталляцию тоже нет - все сотрудники заняты, да и студию так просто `по живым проектам` не остановишь.
В.Ч.: - `Loop` в аранжировке?
А.К.: - Это понятие у нас появилось с возникновением ди-джейской музыки. По существу своему `loop` - это законченный ритмический сэмпл, который всегда имеет определенный темп. В качестве инструмента здесь в большинстве случаев используются барабаны и бас. `Loop` применяется для создания ритмической основы композиции, которая в дальнейшем обогащается звучанием других инструментов. Существуют различные средства работы с `loop` как в сэмплерах, так и в отдельных программах (например, Acid).
В.Ч.: - Как происходит имитация `живых` инструментов с точки зрения звукоизвлечения?
П.Б.: - Это серьезный вопрос. Минимальные осложнения возникают с клавишными инструментами. Для эмуляции органа достаточно иметь некоторое количество слайдеров, на которые назначаются контроллеры модуляции, фильтров, питча и так далее. Постоянно создается что-нибудь новое, иногда буквально повторяющее нечто хорошо забытое. К примеру, Korg добился типичного электроорганного электрического дребезга контактов в момент нажатия клавиши. Может быть, в недалеком будущем мы услышим звук настоящих несмазанных рояльных педалей салонных инструментов. Все эти выдумки значительно упрощают процесс и сокращают время на создание `живой` партии. В принципе, многие нюансы звукоизвлечения можно и запрограммировать, но это вопрос времени и эффективности работы.
В.Ч.: - Какие специфические контроллеры используются для аранжировок в студии "Артефакт"?
П.Б.: - Прежде всего - гитарный контроллер Digitar, который позволяет имитировать игру на ритм-гитаре (для сольных партий он, на мой взгляд бесполезен). Это - такая смешная штука, которая крепится на поясе и имеет шесть `струн` длиной сантиметров по пятнадцать. Левой рукой я беру аккорды на клавиатуре, а правой играю на `струнах`. Что еще? Брес-контроллер, используемый мной совместно с Yamaha VL70-M. Этот приборчик позволяет управлять звуками традиционным для духовых инструментов способом.
В.Ч.: - Сложно управлять звуком, используя подобные контроллеры?
П.Б.: - Прежде всего, не надо думать, что гитарист или духовик, взяв гитарный или духовой контроллер, сможет сразу добиться хорошего результата. Это - уникальные инструменты, на которых нужно учиться играть. Надо понимать, что контроллеры - не панацея для музыкантов в отсутствии инструмента. Скорее, эти приспособления предназначены именно для клавишников, желающих с определенной степенью достоверности исполнять партии неклавишных инструментов в реальном времени.
К.Л.: - Процесс клавишного исполнения с помощью брес-контроллера - незабываемое зрелище. Представьте себе Петра, который натужно дует в зажатый в зубах мундштук, правой рукой играет партию на клавишах, а левой `цапает` колеса питча и модуляции. При этом он сидит в наушниках и понимает, что происходит, а нам, как правило, достается лишь свист, сип и стук клавиш. Когда-нибудь, когда найдем время, обязательно заснимем это действо на пленку и используем в каком-нибудь клипе!
В.Ч.: - Какие возможности для реализации MIDI-аранжировки обеспечивает студия Артефакт на данный момент?
А.К.: - Нашим принципиальным подходом является максимальное использование цифровых подключений и минимизация аналогового тракта. К сожалению, многие современные интересные инструменты в качестве цифровых выходов имеют только два канала S/PDIF - этого на сведении недостаточно. Или работают в `киношных` частотах 48 кГц. С такими инструментами мы стараемся не связываться - по крайней мере, не рассматриваем их, как постоянные студийные модули. Поэтому центральным звуковым модулем студии является Emulator E-4XT, расширенный до 32 MIDI-каналов и 16 цифровых выходов. С него на сведении в пульт попадают 16 цифровых каналов. Кроме того, имеется парк дополнительных модулей, среди которых аппаратура Korg, Yamaha, Alesis, Ensoniq. Предусмотрены также гостевые MIDI-входы для подключения внешних модулей. Плюс 24 канала мультитреккерной станции для записи вокала и `живых` элементов аранжировки.
В.Ч.: - Проблемы и ошибки в MIDI-аранжировках?
К.Л.: - Здесь можно много говорить. Я бы хотел заострить внимание на регулировке уровней, панорам и частот. Все настройки своего музыкального полотна аранжировщик должен делать только внутри своих звуковых модулей. То есть, если на этапе аранжировки используется пульт, микширующий звуки модулей, все фейдеры обязаны быть установлены в ноль (или, скажем, в -5 dB для цифрового микшера), а панорамы - либо по центру в моно, либо по краям в стерео. Пультовые эквалайзеры и динамика должны быть отключены. Аранжировщик ни в коем случае не должен касаться регуляторов пульта - все, что надо, он обязан производить внутри своей аппаратуры, выдавая на сведение готовую музыку, отрегулированную по уровню, частотам и панорамам так, как он считает необходимым. Конечно, на этапе микширования все это будет корректироваться, но формат сдаваемой работы должен быть именно таким.
А.К.: - При работе с секвенсерами нельзя забывать о таком понятии, как "вертикаль". При недопустимо большом количестве происходящих одновременно MIDI-событий MIDI-интерфейс принимающего или даже передающего устройства может "захлебываться". Этим страдали старые Roland и Ensoniq. Кстати, такой эффект может привести и к запаздыванию старта нот. Часто это происходит от неграмотности аранжировщика. Чтобы решить эту проблему, можно раздвигать события на минимальные кванты с учетом специфических параметров атаки каждого инструмента.
К.Л.: - Кроме того, в большинстве жанров аранжировщик обязан слушать свою работу с отключенными внутренними процессорами эффектов звуковых модулей, так как именно в таком виде большинство тембров поступят на сведение. По крайней мере, реверберация точно будет использована внешняя. И, кроме того, необходимо помнить: работа аранжировщика не заканчивается после сдачи готовой аранжировки. Чуть позже, после записи всех `живых` треков, обязательно придется подкорректировать MIDI-часть в соответствии с записанным аудиоматериалом. Придется присутствовать и на сведении, выполняя требования звукорежиссера по отработке нюансов аранжировки.
П.Б: - Не побоюсь повториться: в аранжировках с использованием звуков традиционных инструментов всегда необходимо помнить о количестве конечностей у барабанщика и диапазоне инструментов. То есть, в аранжировке, например, рок-музыки, самые большие ошибки - многоногость и многорукость сидящего за барабанной установкой человека и дикие, даже с учетом нетрадиционных строев, инфразвуки бас-гитары. Впрочем, и при прописывании партий ритм-гитары, духовых инструментов, арфы, струнных тоже можно вылететь за диапазон, если не понимать, что происходит. Помимо этого, правильно созданная аранжировка, переведенная в MIDI-файл, должна работать одинаково на любом секвенсере (для чего необходимо использовать SysEx, устанавливающие прибор в конкретное состояние). Всегда необходимо уметь сохранять свою работу (особенно при работе сменами). Соблюдение этих правил является признаком профессионализма аранжировщика.
К.Л.: - Но все это - проблемы опыта и технической грамотности аранжировщика. Главное же - его музыкальная грамотность, талант и вкус. Для человека, работающего `на потоке`, важно сохранить творческое начало своего труда. Поэтому в конце нашей беседы я бы хотел затронуть очень важный аспект успеха аранжировки - взаимоотношение музыканта и заказчика. Профессиональный аранжировщик всегда сделает музыку грамотно - нет проблем! В конце концов, и музыкант возьмет правильные ноты, и звукооператор записи отстроит тракт, и звукорежиссер сведения раскидает уровень-частотку-панораму так, что комар носа не подточит. Но гениальной музыка будет только в том случае, если все люди, принимающие участие в процессе, будут решать не свои личные амбициозные задачи, а проникнутся друг к другу симпатией и уважением, ощущая радость от творчества и создания музыки! Кстати, когда такое происходит, гораздо легче решаются и финансовые проблемы, приводя подчас к появлению шедевра там, где теплота общения в большой части компенсирует ограниченность в средствах. Да, без денег не создать профессионального продукта - работа специалистов стоит недешево. Но те, кто говорят, что успех - только в деньгах, сильно ошибаются. Успех - в таланте, в сердце, в голове, в деньгах, в общительности, в уважении. Хотя, конечно, смотря что называть успехом...
Владимир ЧЕРНИ. Апрель 2002 года.
http://art1.artefakt.ru/sound/school/article/?article_no=_digstd_6