Недавно довелось подержать в руках сайлент-гитару от Aria. Штука любопытная и в наших краях, как мне кажется, недооцененная (в плане внимания к ней, а не денег).
Прошу прощения за наспех сделанные фото. Изначально они не предназначались для написания обзора.
В связи с тем, что в России более-менее известны сайлент-гитары Yamaha (об одной из моделей я писал обзор) , мне показалось уместным провести сравнение с ними.
Итак, у Арии есть три модели сайлент-гитар, две под нейлон и одна под стальные струны. Таким образом, для каждой модели от Yamaha имеется примерный функциональный аналог от Aria.
В данном обзоре речь пойдет о гитаре AS-101C, то есть модели под нейлон с полноразмерным «классическим» грифом. Поэтому корректно сравнивать ее с Yamaha SLG-130NW, которую я тоже раньше как-то держал в руках. :)
Корпус. Корпус выполнен из красного дерева и крыт матовым лаком (у ямахи – клен и глянец соответственно). Электроника прячется в нишах, закрытых деревянными крышечками.
Подставка. Необычная. Надо начать с того, что здесь использован оригинальный звукосниматель Soloette, представляющий собой два электретных микрофона, заключенные в пластиковую трубку круглого сечения. Соответственно, здесь нет привычной косточки, а функцию порожка выполняет непосредственно сам звукосниматель. Далее, чтобы было возможно как-то изменять высоту струн над грифом, вся подставка (она сделана из дерева) может регулироваться по высоте при помощи двух гаек с насечкой, расположенных у 1 и 6 струн. То есть исполнитель с легкостью может сам регулировать высоту струн, хоть прямо в ходе концерта.
На подставке также имеются прорези, задающие шаг между струнами. Это связано с теми, что струны со стороны корпуса привязываются к колкам, а не к подставке, сами же по себе колки в силу своей конструкции заданное расстояние между струнами выдерживать не способны.
Таким образом, подставка совсем не такая, как на классике или на сайлент-гитарах Yamaha, у которых конструкция подставки повторяет «классическую».
В целом решение интересное и продуманное. Непонятно лишь, как добиваться от гитары правильной интонации, ведь возможности регулировать задний порожек в продольном направлении или подтачивать его здесь нет.
Обечайки. Привычный контур гитары формируют три «обечайки» (все они снимаются), согнутые из алюминиевого прутка и покрытые чем-то вроде микропористой резины, довольно мягкой на ощупь. В сечении обечайки круглые.
Такое решение обеспечивает просто прекрасную эргономику. Гитару удобно держать, она нигде не режет, не давит и не соскальзывает. Не знаю, правда, насколько эта резина долговечна.
Самая маленькая обечайка изогнута так, что как бы наклонена к корпусу исполнителя. Тем самым эмулируется толщина корпуса привычной гитары. Иными словами, точка, где лежит правая рука исполнителя (условно – верхняя дека), и то место, которым она упирается в грудь (соответственно задняя дека), находятся в разных плоскостях, как у реальной гитары. На ямахе это тоже попытались реализовать, но в менее явном виде. Поэтому по ощущениям от держания (простите за этот речевой оборот) Ария ближе к настоящей гитаре, чем Ямаха. Не говоря уже о том, что у Ямахи обечайки деревянные и имеют довольно острые кромки, которые при длительной игре неприятно режут предплечье и грудь.
Нелишне напомнить также, что у Ямахи две обечайки, из которых без помощи отвертки снимается лишь одна (верхняя). Поэтому Aria в разобранном виде заметно компактнее.
Гриф сделан из красного дерева, накладка – из палисандра (у Yamaha SLG-130NW тоже красное дерево, но накладка из эбонитового эбенового дерева).
Гриф здесь съемный, крепится четырьмя шурупами с головкой под крест. Собственно, с точки зрения пользователя это не так уж важно. Хотя мне тут подумалось, что если отсоединить гриф, то гитару запросто можно уложить в обычный (и не самый большой) дорожный чемодан. Для некоторых это может быть плюсом.
Кстати, на ямахах гриф несъемный - вклеенный.
Еще одно очевидное отличие – это то, что здесь фактически отсутствует головка грифа (в традиционном понимании), а колковая механика вынесена в корпус.
За счет этого данная гитара существенно короче ямахи (850 мм против 965 мм у ямахи). Это, опять-таки, плюс, если вы цените мобильность.
Такое решение предполагает использование нейлоновых струн с шариками (ball-end). Как не странно, такие струны в природе существуют, выпускаются многими производителями (хотя бы тем же D’Addario), но обычно не для классики, а для так называемой фолк-гитары. Впрочем, никто не мешает использовать обычные «классические» струны, навязав на них шарики, взятые от старых струн, или какие-то подходящие бусинки. На басовых струнах можно обойтись вовсе без шариков, просто завязав на струнах узелки.
Наконец, здесь имеется анкер, регулируемый шестигранником на 4 мм (на нейлоновых сайлентах от Yamaha анкера нет). Доступ к анкеру – через продолговатую выемку в корпусе (на фото справа).
Не уверен, что анкер так уж здесь нужен. С другой стороны, раз уж он есть, иметь его совсем неплохо – можно варьировать прогиб грифа без хирургического вмешательства. Кроме того, наличие анкера означает, что на эту гитару теоретически можно поставить металлические струны (если это кому-нибудь нужно). Впрочем, последнее я не пробовал. Делайте это на свой страх и риск.
Лады самые обыкновенные, вставлены сносно.
Электроника. Гитара питается от 9В батарейки типа «Крона». Есть выходы под миниджек для наушников и джек для подключению к усилителю. Ну и гнездо для подключения внешнего блока питания. Сверху регулятор громкости и двухполосный регулятор тембра.
Все вышеперечисленное есть и на Ямахе. Теперь об отличиях.
Мне показалось, что у Арии преамп более шумный.
Далее, на Арии нет входа для внешнего источника сигнала и нет встроенных эффектов. Если без первого большинство людей может прожить, то отсутствие на борту эффектов лично я рассматриваю как минус.
Дело в том, что по сравнению с живым инструментом гитарой звучанию звучание любой сайлент-гитары по определению является довольно убогим (собственно, это одна из причин, по которой многие гитаристы-классики, загоревшиеся в начале идеей этого инструмента, в результате быстро в нем разочаровываются). К этому добавляется еще и то, что на сайлент-гитаре обычно играют в наушниках, то есть в неестественной акустической обстановке. Поэтому встроенные эффекты (особенно легкий ревер, имитирующий акустику комнаты), позволяющие хоть как-то оживить плоский звук, приходятся весьма кстати.
Не скажу, что на ямахах очень мощный и качественный эффект-процессор (всего-то два вида ревера, хорус и эхо, не говоря уже о старых моделях, где был лишь ревер). К тому же эти эффекты здорово жрут батарейку. И все же это лучше, чем ничто.
Можно, конечно, использовать внешние процессоры, в частности, предназначенные для работы с электроакустиками, но дополнительный юнит и провод к нему начисто убивают идею компактного и мобильного инструмента.
Колки. Колковая механика на Арии совсем дешевая, на ямахах ставят заметно лучше.
Есть смысл их сразу заменить на что-то посерьезней, благо что это стандартные колки для классики с короткой планкой (типа «Хаузер»).
Сам процесс настройки непривычен, поскольку колки стоят совершенно не там, где им положено, и приходится крутить их правой рукой. Но, думаю, к этому можно приспособиться.
Звук. Мне понравился больше у Арии. Звук более живой и естественный, по-прежнему бесконечно далекий от звучания акустического инструмента, но все же не такой пластиковый и безжизненный, как у сайлент-гитар Yamaha с их пьезодатчиками. Для классического и околоклассического репертуара, как мне кажется, звучание Арии подходит лучше.
С другой стороны, у ямах звук более плотный и теплый, особенно в басовом регистре. Возможно, для какой-то музыки требуются именно эти качества, так что универсальные рекомендации здесь давать вряд ли возможно. Лично я, на мой характер, выбрал бы Арию.
Всякие мелочи. В отличие от Ямахи, по штату снабжаемой кнопками для ремня, здесь кнопок нет. Впрочем, несложно поставить пару обычных кнопок на шурупах.
Еще одно отличие в том, что на Арии нет пикгарда. Его отсутствие может быть существенным минусом для тех, кто играет медиатором. Некоторые владельцы Yamaha используют пикгард для опоры руки и для того, чтобы отбивать пальцами ритм, аля фламенко. Но поскольку корпус Арии имеет в средней части уширение, в принципе можно использовать для этих целей нижнюю часть корпуса, хотя и не с таким комфортом.
Сбоку на грифе есть точка на 7 ладу (у ямахи, кажется, 5,7 и 12).
Как и Ямаха, Ария Синсонидо комплектуется чехлом, куда компактно укладываются все части разобранной гитары. Но при этом Ария все же компактнее.
http://luthier-hrenov.livejournal.com/11190.html