Обновления сайта:

Топ публикаций:

Комментируют:

Кельтская гитара

6 марта 2013 г.   

Перевод статьи Клиффа МакГанна (Cliff McGann) 1996 г., переводчик — Гаврикова Валентина.

Кельтская гитараРоль гитары в народной музыке постоянно меняется. В ирландской и шотландской традиции гитара является одним из основных аккомпанирующих инструментов в инструментальной музыке. Понемногу ее признают и в качестве мелодического инструмента. В этой статье я хочу дать читателю представление о роли гитары в кельтской музыке, а также рассказать о некоторых из лучших гитаристов, исполняющих кельтскую музыку. Я также коротко затрону роль ирландского бузуки — инструмента, который быстро становится непременным атрибутом многих групп, исполняющих кельтскую музыку.

Гитара ведет свою историю с древних времен, хотя инструмент, напоминающий современную гитару, появился не ранее 1300 гг. К 1600 гг. гитара развилась в пятиструнный инструмент, а двумя сотнями лет позже была добавлена шестая струна. История гласит, что в то время было популярно два инструмента, носивших название гитара. Первый из них — испанская гитара — позже станет современной гитарой, второй же — английская гитара или цитра (cittern) — использовался реже, хотя в последние годы снова вошел в моду. Кельтская музыка по своей сути мелодична и поэтому традиционно исполнялась в одноголосии. Несмотря на это, всегда присутствовал и аккомпанемент — либо в зачаточной форме, например отбивание ритма ногой, либо в более затейливой манере, с использованием клапанов на ирландской волынке.

Обычно гитара настраивается в EADGBE, хотя в кельтской музыке стандартным строем для аккомпанемента быстро становится DADGAD. Басовые струны с ми (E) по ре (D) позволяют гитаристу извлекать гудящий звук, который хорошо сочетается с тембром как скрипки, так и волынки. Я перестал использовать стандартный строй, когда у Стэна Роджерса (Stan Rogers) узнал о строе DADGAD. Сейчас я играю почти исключительно в этом строе из-за его гибкости. По строю DADGAD не было никаких учебных материалов, и его освоение представляло собой тяжелый путь самостоятельного изучения и ошибок. Потребность в книге, где в деталях излагались бы все хитросплетения строя DADGAD и рассказывалось об увеличении роли аккомпанемента в народной ирландской музыке, осознала гитаристка Сара МакКуайд (Sarah McQuaid). В результате была написана книга "The Irish DADGAD Guitar Book: Playing and Backing Traditional Irish Music on Open-Tuned Guitar" (Ossian Publications P.O. box 84 Cork, Ireland OMB 1O8). (Книга об ирландском гитарном строе DADGAD: исполнение и сопровождение народной ирландской музыки для гитары в открытом строе).

Примечание переводчика: книгу можно скачать по этой ссылке.

Начало книги посвящено обсуждению основ музыкальной теории и месте этой теории в рамках ирландской музыки. Одной из основных задач книги является ознакомление читателя со структурой аккордов. Кроме того, в ней приводятся таблицы аккордов, призванные помочь гитаристу правильно играть сопровождение к народной музыке в строе DADGAD. Таблицы аккордов занимают семь страниц; в книгу также включены табулатуры и ноты 24-х мелодий, которые можно прослушать на прилагающихся к книге кассетах. Обширная дискография знакомит с записями самых лучших ирландских аккомпаниаторов, использующих широкое разнообразие строев, среди которых DADGAD и стандартный строй. "Книгу об ирландском гитарном строе DADGAD" обязательно должен прочитать каждый, кого интересует роль гитары как аккомпанирующего инструмента, а также кто хочет побольше узнать о ее потенциале как мелодического инструмента.

Альбомы кельтской гитарной музыки

Поскольку кельтская музыка развивается скачкообразно, самые блестящие музыканты появляются вне признанных "очагов" кельтской музыки. Один из таких музыкантов — "кельтский гитарист" Джон Шерман, живущий в американском штате Огайо и играющий в стиле fingerstyle. Его CD "So Inclined" полон воистину восхитительных записей. Все 13 композиций его альбома играются в строе EBEABE, который на один тон выше, чем более распространенный строй DADGAD. Вместе с Шерманом на диске играют и другие исполнители: Тим Бриттон (Tim Britton) — ирландская волынка (Uillean Pipes), Марк Хелленберг (Mark Hellenberg) — перкуссия (Percussion), Джерри Роквелл (Jerry Rockwell) — горный дульцимер (mountain dulcimer) и несколько скрипачей, однако гитара остается главным инструментом на протяжении всего альбома. Исполнение Шермана — живое, оригинальное и абсолютно блестящее. Среди наиболее интересных композиций альбома — жалобная песнь Dargai, написанная Джеймсом Скоттом Скиннером (J. Scott Skinner), а также аранжировка композиции "79th Highlanders Farewell to Glasgow" в стиле блюграсс, где Шерман выразительно сыграл на банджо. Незаурядный альбом, который вряд ли в скором времени покинет мой CD-плейер.

Еще одним "неотшлифованным алмазом" является дебютный алюбом нью-гэмпширца Дэвида Сюретта (David Surette) "Back Roads" (Madrina Music-P.O. Box 4225 Portsmouth, New Hampshire). Сюретт — струнный гений. На своем CD он играет на гитаре, бузуки, мандолине и тенор-банджо (tenor banjo). Вместе с Сюреттом композиции исполняют еще несколько музыкантов, среди которых Джеремайя Маклейн (Jeremiah McLane) — аккордеон и фортепиано, и Сара Боэн (Sarah Bauhan) — флейта. Один из наиболее приятных аспектов диска — выбор материала. На CD хорошо представлена музыка Бретани, в которой Сюретт хорошо разбирается и к которой испытывает глубокую любовь. Кроме того, на диске есть композиции в традициях региона Аппалачей, Новой Англии, Шетланда, Ирландии и Французской Канады. Среди наиболее интересных композиций альбома — дуэт флейты и бузуки, исполняющий собственное сочинение Сюретта Trip to Dumpster; композиция Chorus jig, сыгранная в технике flatpicking (медиатором), а также Road to Kerrigouarch/The Horse`s Brawl, где используется техника fingerpicking. Восприятие Сюреттом каждой композиции безупречно: он насыщает их нужным количеством энергии или изящества, которые в совершенстве подходят к каждой из них. Многие аранжировки мелодий Сюретта можно также найти в его материалах по кельтской гитарной музыке в технике fingerstyle, недавно опубликованных в издательстве Mel Bay publications.

Ни один обзор кельтской гитарной музыки не будет полон без Дейва МакАйзека, родившегося в г. Галифакс канадской провинции Новая Шотландия. Дейв МакАйзек — блестящий скрипач, мандолинист и доброист . Однако именно на гитаре он добился превосходных результатов, став первопроходцем в области переложения скрипичных мелодий на гитару. Не так давно Дейв МакАйзек получил премию East Coast Music Awards в номинации "Альбом года" за свой альбом Nimble Fingers, и неспроста. В альбоме "Nimble Fingers" МакАйзек представляет слушателям скрипичные мелодии, исполняя их на акустической гитаре соло, добро и мандолине. В альбом также входят великолепные старинные композиции, сыгранные на скрипке, а также настоящая кельтская рок-музыка, где в главной роли выступает испепеляющая гитара fender strat, принадлежащая Дейву. МакАйзек — не только блестящий музыкант, но и ходячий историк, специализирующийся на музыке острова Кейп-Бретон. Он наиболее впечатляющий музыкант (без всяких исключений), из всех, кого я когда-либо встречал. Сделайте себе одолжение и приобретите копию Nimble Fingers — вы не будете разочарованы.

Восточное побережье Канады — неисчерпаемый источник прекрасных музыкантов, практически никому неизвестных, несмотря на то, что по своему искусству они равны или даже превосходят своих более известных собратьев. Одним из таких людей является уроженец Ньюфаундленда Пол Уодден (Paul Wadden). Его CD, "Walter the Penniless" , представляет собой один из наиболее впечатляющих гитарных альбомов в технике fingerpicking, которые когда-либо попадали мне в руки. Его аранжировки таких народных мелодий как Stack of Barley, а также Draught и Sally Gardens О`Каролана ошеломляют, однако на этом фоне выделяются собственные композиции музыканта. Он использует невообразимое количество гитарных строев, насыщая альбом замечательным разнообразием тесситур. Как никто другой из гитаристов, которых я слышал, он владеет способностью без слов нарисовать картину определенного места и времени. Я с любовью вспоминаю время, проведенное мной на Ньюфаундленде, а композиции Уоддена "Humours of Rabbittown" и "Horse Islands" заставляют меня почувствовать, что я как будто никогда оттуда не уезжал. Этот альбом — настоящее сокровище.

Сан-Франциско всегда имело репутацию рая для традиционных кельтских музыкантов. Кроме того, этот город стал домом для звукозаписывающей студии Tall Tree Records (PO Box 423328, San Francisco, Ca 94142-3328). В дебютном альбоме Chasing the Bear, записанном как раз на этой студии, раскрывается талант Джона Хикса (Jon Hicks) - прекрасного гитариста, играющего в технике flatpicking (медиатором). Аннотации к композициям на альбоме написал ирландский гитарист Арти Макглинн (Arty McGlynn), который высоко ценит игру Хикса — и неспроста, учитывая что на сегодняшний день Хикс является одним из превосходнейших гитаристов, играющих медиатором. Дуэт гитары Хикса и ирландской волынки Падди Кинана (Paddy Keenan), играющих сет джиг, чуть было не воспламенил мой CD-проигрыватель. Вместе с Хиксом на диске также играет группа талантливых музыкантов, среди которых перкуссионист Питер Монд (Peter Maund), скрипачка Атена Тергис (Athena Tergis) и басистка Ди Мур (Dee Moore).

Основатель Tall Tree Records Стив Бауман (Steve Baughman) — по совместительству чрезвычайно талантливый гитарист в технике fingerstyle. Представление о его таланте с лихвой дает его диск "A Drop of the Pure". Одним из ценнейших активов Баумана является способность находить и показывать в каждой мелодии все самое лучшее. Он знает, когда можно быть игривым и когда можно дать себе волю. Он аранжировал композицию "The Athole Highlanders" как матросский танец хорнпайп (hornpipe) в двух частях, используя думбек и диджериду, а также придал кельтский/пенджабский дух своей композиции Dushanbe Gathering. Его работы изобретательны и приносят удовлетворение в музыкальном плане. Верный признак истинного кельтского гитариста — способность взять музыкальное произведение и сыграть его без сопровождения других музыкальных инструментов, и именно здесь Бауманн по-настоящему блистает. Его переложения двух композиций О`Каролана, а также народных мелодий "Bony Crossing the Alps" и "Bill Malley`s Barndance" — вдохновляют. Если эти первые два альбома являются показателем качества, которого по-прежнему можно ожидать от Tall Tree Records, эта студия достойна самого пристального внимания.

Если кто-то в Шотландии упоминает кельтскую гитару, на память сразу приходят два альбома: "When First I went to Caledonia" (Iona Records IR011) Тони Кьюффе (Tony Cuffe) и "Coppers and Brass (Green Linnet)" Дика Гохана (Dick Gaughan). Сейчас к этому блистательному списку можно добавить третий — сольный дебют Тони МакМануса (Tony McManus - Greentrax Records-Cockenzie Business Centre, Edinburgh Rd., Cockenzie, East Lothian EH32 0HL). В последние несколько лет имя МакМануса ассоциировалось с самой лучшей музыкой, написанной в Шотландии. Его дебютный CD основан по большей части на народном шотландском и ирландском материале. МакМанус играет в быстрой и изящной манере, в особенности в хорошо известной композиции Hector the Hero. Вместе с МакМанусом композиции на диске исполняют бывший участник группы Battlefield Band Брайан МакНил (Brian McNeill) — скрипка, Джим Сюзерленд (Jim Sutherland) — кельтский бубен, и несколько других музыкантов. Композиция, открывающая диск — великолепный пример согласованного исполнения, где объединяющим звеном является гитара МакМануса. Блестящий дебют музыканта, о котором мы несомненно еще услышим.

Те, кого интересует более спокойная кельтская и испытавшая на себе кельтское влияние музыка, вряд ли смогут найти что-то лучшее, чем CD Эла Питтвея (Al Pettaway) "Whispering Stones" (Maggie`s Music P.O. Box 4144 Annapolis, MD U.S.A 21403). В 1992 году Washington D.C. Area Music Association назвала этот диск лучшим. Диск Питтвея представляет собой коллекцию таких народных мелодий как "The West Wind", "The Blacksmith" и "Sidh Beag Sidh Mor" в сочетании с собственными композициями музыканта, вдохновением для которых послужили его собственные кельтские корни. Просторность и разреженность аранжировок Питтвея ставит в центр внимания выразительность исполнения. Это изысканный диск, а спокойный неторопливый стиль Питтвея обманчиво замысловат и труден.

Хотя Whispering Stones вызывает ощущение нью-эйджа, он работает на текущую тенденцию прятать музыку под пышной аранжировкой. Исключительная музыкальность и прекрасные композиции Питтвея оставляют сглаженное впечатление и, тем не менее, доставляют удовольствие.

В последние несколько лет в народной музыке пустил корни и распространился с молниеносной скоростью бузуки. Будучи народным греческим инструментом, бузуки появился в Ирландии в конце 1960-х благодаря Джонни Мойнихану (Johnny Moynihan), а благодаря таким людям как Донал Ланни (Donal Lunny), Алек Финн (Alec Finn) и Энди Ирвин (Andy Irvine), стал популярным в рамках традиции. За время с тех пор как инструмент появился в Ирландии, он потерял многое из своего первоначального греческого дизайна, и сегодня ирландский бузуки больше напоминает мандолину. Его острое звучание и тембр понравились Ланни, который считал, что бузуки идеально подходит и для аккомпанемента к народной ирландской танцевальной музыке, и для исполнения мелодии. Несмотря на то, что бузуки получил широкое распространение в народной кельтской музыке, по моим сведениям существует лишь один учебник игры на инструменте — "The Irish Bouzouki" (Ирландский бузуки), написанный Нилом О`Каллинаном (Niall O Callanain) и Томми Уолшем (Tommy Walsh) и опубликованный Walton`s Music (P.O. box 1505 Westfeild, MA-U.S.A. 01806). В учебнике освещаются два наиболее распространенных строя, GDAD и ADAD, которые сегодня используются большинством исполнителей на бузуки, а также приводятся биографии наиболее значительных музыкантов. В основе книги лежат мелодии для бузуки, которые можно послушать на пленке, прилагающейся к книге. Книгу обязательно нужно иметь всем, кто увлекается исполнением ирландской музыки на бузуки или других инструментах семейства мандолин.

Входя в состав ирландской группы De Dannan, Алек Финн (Alec Finn) долгое время был в авангарде народной ирландской музыки. Его первый сольный альбом Blue Shamrock (Celtic Heartbeat/Atlantic) представляет собой коллекцию ирландских песен (Irish Airs), сыгранных на гитаре и бузуки. Никаких неистовых джиг и быстрых танцев — только исполненные с большим мастерством простые и проникновенные мелодии.

В альбоме наряду с такими известными песнями, как Down by the Sally Gardens и The Water is Wide, записаны и менее известные мелодии — Micky Finn`s Air и Sea/n O/ Duibhir An Ghleanna. С Финном играют одни из лучших музыкантов Ирландии: Мэри Бергин (Mary Bergin) — вистл, Томми Кин (Tommy Keane) — ирландская волынка, Клэр О`Донохью (Claire O`Donaghue) — виолончель и Дирбхейл Стендан (Dearbhaill Standun) — скрипка. На Алека Финна оказало влияние целое поколение новых музыкантов, и, хотя он способен дать волю воображению, этот неяркий альбом полон скромной гениальности.

Хотя для описания ирландской версии греческого инструмента чаще всего используется термин "бузуки", некоторые, включая американского музыканта Робина Баллока (Robin Bullock) называют его английским словом "цитра" (cittern). Его CD "Green Fields" (Dorian Discovery 8 Brunswick Rd.-Troy, New York 12180-3795) представляет собой динамичную коллекцию наиболее традиционной ирландской музыки, сыгранной на цитре и гитаре. Баллок (член трио Helicon, исполняющего народную музыку) сам играет на всех инструментах, записанных на альбоме, используя для этого мультитрековую запись. Он признает, что это несколько странный способ записывать музыку, социальную по своей природе, однако надеется, что результат стоит этого. И действительно — так оно и есть. Его исполнение танцевальных мелодий при помощи медиатора (flatpicking) вызывает благоговение, как и его аранжировка композиции Фила Каннингема (Phil Cunningham) "Donna`s Waltz" и песни Бернса (Burns) "Gae Bring to me a pint o` Wine", играющаяся в технике fingerpicking. Отличная коллекция вдохновляющего исполнения на гитаре и бузуки.

http://m-ludenhoff.livejournal.com/42019.html
 
Комментарии:

Человек?
Робот?