Продолжение от Александра Червякова
Введение
В прошлых статьях мы подробно рассмотрели технические характеристики звуковой карты ESI (Egosys) Waveterminal 192M, обсудили общие вопросы работы в домашней студии, рассмотрели тему подготовки к записи "железа" и программного обеспечения. Сегодняшний предмет - запись инструментов и вокала при помощи персонального компьютера и карты ESI (Egosys) Waveterminal 192M.Поехали!
В какой последовательности производить запись - этот вопрос неоднократно освещался и в литературе, и в онлайновых публикациях. Общая схема выглядит так: пишем ритм-секцию, затем солирующие инструменты, затем вокал. Более детально: Барабаны -> Бас -> Ритм-гитара -> Клавишные подклады -> Сольные инструментальные партии -> Подпевки -> Вокал. Не станем с этой схемой спорить и мы, она давно проверена и вполне работоспособна. Единственное, о чем стоит тут задуматься - ну, а если барабаны вступают только с середины пьесы, таки все равно запись начинать с них? ;-)Так что схема схемой, а все равно есть над чем поразмыслить. Поэтому для начала стоит взять репетиционную запись, перегнать ее в компьютер и вставить в секвенсер. Во-первых, сразу станет понятно - какие инструменты записываются, и сколько нам понадобится треков. Создадим эти треки и подпишем. А затем стоит заняться занудным и утомительным, но крайне необходимым делом - разметить проект. Стоит оговориться - если группа работает в стиле "house", да еще и под драм-машину, то процесс сведется только к расстановке меток в тех местах, где будут находиться интродукция, куплеты, рефрены, инструментальные соло и кода. Темп и размер можно сразу поставить 140 bpm 4/4 и дальше не страдать :-) А вот если группа работает с более "продвинутым" материалом, если темп и размер по ходу пьесы будут изменяться, вот тогда действительно придеться попотеть, "загоняя" композицию в железные рамки секвенсера, тщательно фиксируя каждое изменение размера и темпа в мастер-треке, и расставляя, где надо, метки. Можно, конечно, обойтись без этого процесса, но в таком случае у Вас будут серьезнейшие трудности в процессе редактирования записанного материала. По окончании разметки репетиционную запись можно из проекта удалить.
Как известно, секвенсерные программы предлагают пользователю на выбор несколько вариантов метронома, как то: "бибиканье" встроенного динамика ПК (не рекомендую, звук противный, тихий, а при работе в наушниках такой вариант вообще не прокатывает), использование midi (типа отбивающего четверти closed hi-hat или side stick, кому что больше нравится) или аудио (неплохая штука, но есть не во всех секвенсерах, например в Sonar ее нет). Лично я предпочитаю создавать отдельный метрономный трек, и пользоваться именно им, а не встроенным метрономом. Быстрее всего это сделать методом "нарисовал-скопировал-вставил", попутно расставляя нужные акценты (типичный пример - при использовании размера 5/4 встроенный метроном всегда отбивает РАЗ-два-три-четыре-пять, хотя, в зависимости от характера пьесы, требуется еще один акцент либо на третью, либо на четвертую долю). "Свой" метроном также позволит, к примеру, отбивать восьмые вместо четвертей в тех местах, где требуется повышеная ритмическая аккуратность игры. После того, как все удары поставлены на свои места, обязательно (!) отключаем реверберацию, прописываем метроном в моно аудио трек и нормализуем. Теперь можно приступать к записи.
Ударные
Начнем с ударных. Записывать живые ударные в домашних условиях - дело, к сожалению, безнадежное, так что придется искать обходные пути. В периодике, посвященной вопросам звукозаписи, и в интернетовских публикациях таких путей было описано много - и "сходите в профессиональную студию и запишите там одного барабанщика", и "возьмите в аренду мультитрекер и запишите барабаны во время репетиции", и "купите комплект триггерных падов и MIDI-секвенсер, и запишите партию ударных по MIDI". Спору нет, способы вполне работоспособные и качественные. Только вот почему-то в домашних студиях в 99,99% случаев ударные* Или "рисуются" в секвенсере (самый трудоемкий способ, по моему опыту, и самый "мертвый");
* Или берутся с какой-либо стилевой программы - от Band-in-a-Box до Cakewalk Session Drummer (а можно и с синтезатора с автоаккомпанементом ударные "содрать");
* Или наигрываются руками с MIDI-клавиатуры;
* Модное ныне использование петель (т.н. "лупов"). Не стану спорить - у этой технологии есть много несомненных достоинств - это и возможность привнести "живую" игру в Вашу композицию при отличном качестве звука, и очень высокая скорость работы. Но все-таки лично я считаю, что лупы - это хорошо для современной танцевальной музыки или для быстрого "наброска" драм-трека, не более того.
* В процессе подготовки статьи знакомый звукорежиссер рассказал про ещё один очень любопытный способ записи ударных без ударных. Берется барабанный модуль с триггерными входами, к которым подключаются микрофоны. Регулируется чувствительность триггеров, а затем перед микрофонами сажается барабанщик, который хлопает ладошками по своим коленкам или ещё по чему-то. Триггеры срабатывают, барабаны стучат :-)
В любом случае, для максимального смягчения эффекта "машинности", всегда следует
* Записывать в отдельные треки каждый барабан, или разбрасывать их по трекам после записи. Зачастую отличного эффекта "оживления" ударной партии можно добиться, просто двигая эти треки относительно друг друга по времени;
* Следить, чтобы не возникало т.н. эффекта "многорукого барабанщика". Помните, у человека ног - две, и рук - тоже две, а больше на ударных ничем не играют, во всяком случае, в традиционных стилях, где имитируется живое звучание.
* В случае, если партия "рисуется", не полениться нарисовать хотя бы разные значения velocity для двух смежных ударов. Или, если в секвенсере есть такая возможность, используйте groove-квантазирование (если в секвенсоре этого нет, это - не секвенсор :-)
* Если партия наигрывается с midi-клавиатуры или с триггерных падов, далеко не всегда хорошо использовать "жесткое" квантование. Для стилей, отличных от современной "танцевалки", лучше установить в квантайзере параметр strength в 30%-50%, и последовательным использованием квантайзинга добиваться нужной ритмической четкости, но не компьютерной правильности.
Ну и, наконец, если автор партии ударных - не Вы сами, во время забивки держите барабанщика под рукой. Только так можно избежать в дальнейшем конфликтных ситуаций типа "в этом месте не такой должен быть брейк!" или "а вот тут свинговать совсем не надо!".
Теперь о материях более тонких. Как известно, MIDI предоставляет возможность подставлять для каждого барабана любые звуки - были бы они внутри синтезатора или в сэмплерной библиотеке, от малого барабана драм-машины Roland 909 до удара отбойного молотка. Опять же, в 99% случаев (если Вы не работаете в стилях Trance или House) возникает желание взять звуки "как можно более живые" или "какие мне нравятся". Подход по-человечески понятный, но не вполне правильный. Объясню почему.
Когда в студии записывается живая группа, режиссер отстраивает звук барабанов относительно общей звуковой картины всего коллектива. На этапе сведения этот звук может быть изменен в ту или иную сторону, но в целом останется таким же, каким был при записи. В нашем же случае мы, получается, подставляем в ударную партию конкретные звуки, в то время как ничего, кроме барабанов, у нас не записано! Не раз и не два приходилось мне попадать в ситуацию, когда барабанщик приносил с собой sf2 или gig-файлы, содержащие, как ему казалось, те самые барабаны которые нужны, а после записи остальных треков он кричал "Это не мои сэмплы! Где моя бочка?! Что за ... вы вместо нее подставили?!" - хотя никто ничего не подставлял... :-(
Выход здесь достаточно прост: не теряйте время, отбирая нужные сэмплы или отстраивая звуки барабанов до того момента, пока не запишется весь остальной материал (за исключением, быть может, вокала). Достаточно поставить нечто похожее в первом приближении, лучше с острой атакой и четким щелчком (особенно это касается бочки) - тогда при записи у драм-трека будет повышенная "метрономность". И только после записи займитесь подборкой (или конструированием, в случае синтезатора) того звука ударных, который Вам нужен.
Запись гитары и бас-гитары
Кстати, очень похожая ситуация возникает и с гитаристами. Обычно гитарист приходит на запись со своей примочкой, комбиком, и со своими понятиями, каким звуком в каком месте он должен играть. Попытайтесь объяснить ему (я говорил, в домашней студии надо уметь все, в т.ч. обладать навыками профессионального психолога), что замечательный и красивый звук гитары, который он настроил для себя, может совсем не совпадать с тем звуком гитары, который нужен в данном месте данного музыкального произведения. Поэтому попросите его включить тот самый пресет, а потом аккуратно убрать оттуда ВСЕ эффекты (эквалайзер, хорус, фленджер, вау, дилей и т.д.), кроме овердрайва/дисторшна. Если он не умеет делать это на своей примочке (не смейтесь, в моей практике такое было не раз!), помогите ему.Вообще, гитаристы, по моим наблюдениям - самый сложный в записи народ. То он начинает записывать откровенно "лажовый" скоростной пассаж, а когда после шестой-пятнадцатой попытки пытаешься ему намекнуть, что если соло чуть-чуть упростить, хуже оно от этого не станет, а запишется быстрее, он тут же встает в боксерскую стойку, дескать, за кого ты меня принимаешь, я на всех концертах это играл, и у меня получалось! Приходится вежливо объяснять, что тогда пусть идет домой и репетирует там, а я лучше пока с клавишником займусь. Или наоборот - во время игры откровенно примитивного аккомпанемента из четырех аккордов, попытка вмешаться (даже вполне невинная, типа "сыграй третий квадрат в другой позиции") может привести к непредсказуемым последствиям :-). Если добавить ко всему вышесказанному характерную патологическую любовь некоторых гитаристов к массированной обработке эффектами, становится понятным, почему звукорежиссеры недолюбливают гитаристов. И наоборот :-)))
От исполнителя - к инструменту. Электрогитара, как известно, инструмент, наиболее чувствительный к электромагнитным помехам, особенно это характерно для звукоснимателей типа "сингл". Любое переусиление - дисторшн, овердрайв, amp sim - делают эти помехи еще более очевидными. Если у гитариста на примочке есть noise gate или суппрессор, это еще не повод для того, чтобы расслабляться: шум в паузах Вы потом сможете вырезать и сами, в процессе редактирования, а вот чем меньше шума пропишется вместе с "полезным сигналом" - тем будет лучше. Поэтому перед записью заставьте гитариста "покрутиться", чтобы найти такое положение инструмента, при котором уровень улавливаемых помех будет минимальным. Использование "фирменного" инструментального кабеля тоже может серьезно поправить ситуацию.
И еще о грустном. Думаю, многим знаком пренеприятнейший эффект, когда при прикосновении руки к металлическим частям гитары фон скачкообразно уменьшается, "выплевывая" неприятный щелчок. Что говорить, полное отсутствие заземления является существенным недостатком отечественных домашних студий. Остается только завидовать счастливым гражданам дальнего забугорья, у которых пресловутый "третий контакт" розетки питания существует не только в качестве украшения :-( Каких только способов музыканты на моей памяти не изобретали, чтобы раз и навсегда избавиться от этой напасти... Чего только стоит, например, заземление через металлический браслет на руке гитариста (воистину, "скованные одной цепью"!) или замыкание босой ногой (!!!) металлического корпуса примочки. No comments. Единственное, что тут можно сказать: чем качественнее у инструмента схема, звукосниматели и коммутация - тем меньше Вам придется сталкиваться с подобными проблемами... Хотя вряд ли удастся избежать их совсем.
На вопрос - в линию записывать гитару или с микрофона, любой мало-мальски знакомый с процессом записи человек ответит: "С микрофона!" - и будет прав. В домашних условиях писать гитару с микрофона тоже можно, но подходить к этому процессу нужно с большой осторожностью. Дело в том, что для нормальной "раскачки" комбика он должн работать достаточно громко, а вот помещение у нас, как Вы помните, для подобных экспериментов не совсем приспособлено. Высокочастотные отражения от стен и потолка еще можно попытаться уменьшить, хотя бы развесив в комнате плотную ткань, а вот с низкими частотами все равно будут серьезные проблемы, и отдельные ноты начнут противно "выть". Так что для записи рвущего душу низкочастотного риффа в стиле Rammstein я рекомендую все-таки записываться в линию, а лучше - через директ-бокс. Попутно, кстати, таким образом поддерживаются хорошие отношения с соседями :-) Если же Вы все-таки решили рискнуть на эксперименты с комбиком, то:
* Комбик разверните вдоль длинной оси комнаты;
* Максимально задрапируйте комнату, особенно те места, на которые приходятся первые отражения;
* Не надейтесь на стандартные рекоммендации типа "микрофон поставить на расстоянии 1 м., направив в точку на половине радиуса диффузора перпендикулярно оной". Расстояние зависит прежде всего от размеров комбика - чем меньше комбик, тем ближе к нему надо ставить микрофон, а положение (из-за дефектов акустики помещения) придется подбирать. Наденьте наушники, попросите гитариста поиграть тем звуком, который собираетесь записывать, и очень внимательно двигайте микрофон, стараясь найти такую его позицию, при которой гитара звучит наиболее четко. Поскольку с мониторингом в домашней студии дела обстоят неважно, запишите три-четыре фрагмента при разных положениях микрофона, послушайте, как они звучат в общем миксе и выберите лучший.
По тем же причинам возникновения НЧ-резонансов не стоит в домашней студии записывать с микрофона бас-гитару. Однако, при записи баса в линию или через директ-бокс, случается, пропадает "низ" и партия теряет энергичность. Подобный эффект можно смягчить на этапе сведения, включив в разрыве трека subbass-генератор, а можно прописать паралельно басу (в октаву ниже) партию синтезатора - иногда помогает, как это не странно. Если вместо живого бас-гитариста Вы решили использовать соответствующий звук midi-синтезатора, бывает полезно прописать сперва "опорный" трек - т.е. сыграть партию баса (лучше без всяких ухищрений с pitch wheel) и жестко её отквантазировать, создавая тем самым вместе с ударными ритмически "несокрушимую" основу для остальных музыкантов, а затем, уже после записи прочих инструментов, переиграть басовую партию еще раз - со всеми подтяжками, и вообще не квантазируя - такой басовый трек будет звучать более натурально.
Запись клавишно-синтезаторных партий обычно никаких "сюрпризов" не преподносит (если Вам не пришло в голову записывать акустическое фортепиано, стоящее в комнате). Тем более, что совсем не обязательно записывать их сразу в аудио - можно записать клавиши в MIDI, и если нужно - подквантовать, "подбрить", подчистить и т.д. - в общем, не в пример удобнее записи гитары, imho. Тем более, прописанные MIDI-треки серьезно экономят количество реальных входов при сведении - на все инструменты понадобится только одна пара. В другом случае каждый звук займет отдельную дорожку, что и выходы занимает, и место на винчестере. Если Вы все-таки хотите записывать клавиши "в волну", следует иметь в виду, что:
Тембр синтезатора (особенно фабричные пресеты!) звучат очень эффектно сами по себе, но часто "не встают" в общую звуковую картинку по той причине, что занимают очень широкую полосу в спектре и тащат за собой кучу обработки. Так что, во-первых (если Вы все-таки записываете звук клавиш "вживую"), отключите все ненужные DSP на самом синтезаторе (ревербератор в первую очередь!), а во-вторых, попытайтесь "поджать" звук эквалайзером. В случае, если прописывается аккордовый подклад (pad), иногда очень полезно прописать две партии "внахлест" (т.е. аккорд C-E-F-A раскладывается на С-E и F-A) и чуть распанорамировать их по сторонам, чтобы дать "воздух" вокалу или гитарному соло.
Споёмте, друзья...
Что касается технической стороны записи вокала, во-первых, не забудьте, что наушники для вокалиста должны быть закрытыми, иначе пол-фонограммы попадет в трек к певцу, а это неприятно с точки зрения дальнейшей обработки. Если закрытых наушников под рукой не оказалось, на время записи вокала можно подрезать на 6-12 дБ высокие частоты на фонограмме. Во-вторых, дабы избежать досадных "плевков", иногда возникающих на смычных согласных, весьма полезной вещью является "противоплевковый экран". Если Вам жалко $25 на покупку этого чуда инженерной мысли (а владельцы домашних студий - люди обычно расчетливые), сотворите его сами из куска проволоки, пяльцев для вышивания и куска капроновых колготок. Не мной придумано, но давно проверено. Кстати, колготки лучше натягивать на двойные пяльца так, чтобы переплетения составляли между собой угол, отличный от 90 градусов.Далее. При всем уважении к программной обработке, не могу не сказать о том, что хороший микрофон, микрофонный преамп и аппаратный компрессор при записи вокала - вещи просто необходимые. "Вытащить" коряво записанный вокал после записи при помощи разнообразных плагинов практически невозможно. Чем меньше трогаешь записаную вокальную дорожку различными виртуальными обработками - тем лучше, чище и прозрачнее она будет звучать. Поэтому отстраивать эквалайзер и уровень компрессии лучше до записи, а не после нее. Если сомневаетесь, правильно ли отстроен звук, верно ли выбраны установки - в домашней студии вопрос со временем стоит не так остро, как в профессиональной, сделайте несколько дублей с разными настройками, а затем выберите лучший.
Вообще, вокал - инструмент очень специфический, а вокалист - существо нежное и хрупкое. Поэтому не забудьте дать человеку перед записью распеться, а в случае записи бесконечных дублей давайте ему отдохнуть. Певцы люди нервные, и чаще всех других начинают дергаться и ошибаться на записи. Старый дедовский трюк "Давай еще раз прорепетируем, от начала до конца" с незаметным нажатием кнопки Rec обычно помогает. Если не помогло, запишите вокальный трек "Давай уж как есть", а потом предложите вокалисту спеть дуэтом с самим собой. Не знаю почему, но тоже часто помогает - наверное, ощущение того что "я не один" придает певцу дополнительные силы...
Акустика
Чтобы полноценно передать в записи звучание любого акустического инструмента, будь то гитара, скрипка, флейта, виолончель, или аккордеон, необходимо полностью "снять" микрофоном звучание резонатора, т.е. корпуса. А площадь капсюля микрофона очень мала по отношению к площади резонатора акустического инструмента. Поэтому для качественной записи необходимо либо использовать несколько микрофонов (чем больше, тем лучше), либо удалять единственный микрофон на расстояние, соизмеримое с линейными размерами корпуса. А поскольку чувствительность динамических микрофонов сильно уменьшается с расстоянием, их можно использовать только для записи акустических инструментов с небольшим по размеру резонатором (губная гармошка), или инструментов, конструкция которых позволяет "снимать" звук с небольшого участка (например, раструб саксофона). Для записи же скрипки, флейты и т.д. лучше использовать электретные либо конденсаторные микрофоны. Но! С увеличением расстояния микрофона от инструмента, а также с увеличением чувствительности самого микрофона резко увеличивается количество естественной реверберации помещения, попадающее в запись, особенно это касается инструментов "громких", например, скрипки. А это, в свою очередь, может весьма осложнить жизнь звукорежиссеру в дальнейшей работе над проектом.Таким образом, если необходимо записывать живой инструмент: а) глушите помещение всеми возможными средствами; б) возьмите в аренду пару хороших конденсаторных микрофонов. С расстановкой придется поэкспериментировать. Возможно придется сделать несколько пробных дублей, но, поверьте, оно того стоит.
Отмечу: Вышеприведенные соображения - не догма. Нет возможности заглушить должным образом комнату для записи - что поделать. Нету денег на конденсаторники, и никто в аренду их не дает (правильно, уроните еще! :-) - да шут с ним, хотите записываться "как есть" - дерзайте. Но тогда будьте готовы к тому, что звук в записи коренным образом будет отличаться от того, что Вы слышите "наяву", так что долгое (и часто неэффективное!) "выкручивание" эквалайзера гарантируется. Кстати, именно поэтому многие группы, на сцене играющие с акустическими инструментами, в студии предпочитают записывать эти партии с midi-синтезатора или семплера.
Эмоции
И последний совет, касающийся всех музыкантов, да и самого звукорежиссера. Не бойтесь показаться занудным, требуйте ото всех (в том числе от себя!) максимальной эмоциональной и технической отдачи. Настрой на записи должен быть "как в последний раз", можно даже задвинуть что-то типа "Прикиньте, ребята, нас с вами не будет, а вот эту (именно эту - N.B.!) запись люди будут слушать! Так давайте же..." - ну и т.д. А то зачастую случается, что исполнитель, зачарованный техническими возможностями компьютерной техники, начинает работать с ленцой, а звукорежиссер его в этом поддерживает, дескать не дрейфь, мимо спел - автотюнером поставим, не в долю попал - сейчас перетащим куда надо, и т.д. А потом вдруг выясняется, что исполнитель, на студийной записи звучавший более-менее прилично (и то - спорный вопрос, насколько прилично звучит вокал с автоподстройкой), вживую работать просто не готов. Сами знаете, что из этого выходит - "Снова в зеркале разбитом..." :-(Заключение
В следующей статье мы поговорим об обработке записанного материала разнообразными эффектами - программными и виртуальными, о сведении и о мастеринге готовой фонограммы, а также о готовых решениях, основанных на компьютерной рабочей станции с "сердцем" Egosys Waveterminal 192M.Продолжение следует...
Александр Червяков, Артефакт