Итак, преступим. Губная гармошка по своей сути является духовым инструментом, как бы духовым органом, пришедшим к нам с Запада. Она была изобретена в 1821 году Христианом Ф. Л. Бушманом и с тех пор её популярность неизменно набирает обороты. Позже появилась немецкая фирма "Hohner", которая дала жизнь хроматическим гармошкам. А с появлением хроматических гармошек существенно расширился репертуар и возможности этого инструмента.
Прародителем губной гармошки является восточный духовой орган, который так же является предком ряда других язычковых инструментов. Если брать более детально, то восточные и западные духовые органы относятся к язычковым инструментам. А в свою очередь язычковые инструменты - это всего лишь скромное ответвление так называемого семейства "аэрофоны". Возможно, вы задались вопросом, почему губная гармошка принадлежит именно к этой группе. Всё очень просто. К этой группе относятся те инструменты, внутри корпуса которых протекает вибрация воздушной струи. На ряду с гармошкой в эту группу входят такие инструменты как: трубы ( с чашеобразными мундштуками), саксофоны и кларнеты (с одинарным язычком), рекордеры и блокфлейты ( с мундштуками свисткового типа), флейты (с отверстием), фагот и гобой ( с двойным язычком), а так же гармони, аккордеоны, концертино и др. (ручные язычковые).
В Европу восточный духовой орган попал в 18-ом веке из Китая. Он представлял собой 17 трубок из бамбука (разного размера) с медными язычками внутри, которые по кругу прикреплялись к металлическому корпусу с мундштуком. Позже после изучения данного инструмента язычки стали использоваться и в традиционных органах, но далеко не во всех, т.к. такое новшество не прошло через проверку общественности и большинство музыкальных мастеров отказалось от такого решения в конструкции духовых органов. Лишь в 19 веке западный духовой орган вместил в свою конструкцию язычки. В 1821 году была создана первая губная гармошка. Её творцом стал немецкий часовой мастер Христиан Ф. Л. Бушман. Разумеется, это была не такая губная гармошка, которую мы привыкли видеть сейчас, но как никак это была губная гармошка. Она представляла из себя металлическую пластину в которой было 15 прорезей, закрываемые стальными язычками. Данное изобретение получило название "аура". Бушман при создании задавался идеей создать скорее камертон, нежели музыкальный инструмент. Расположение нот было в хроматической последовательности, извлечение происходило только лишь при выдохе.
Житель немецкого Книттлинга Ф. Хотц в 1825 году на своей фабрике начал производит духовые органы. Другой немец Христин Месснер, который приобрел несколько изобретений Бушмана, в 1827 году стал изготавливать похожие на "ауру" музыкальные инструменты, получившие чудное название "мундэолины". Спустя два года Сэром Чарльзом Уистоуном, уроженцем Великобритании, была запатентована его собственная модель духового органа. Управление язычками в его органе происходило при помощи маленькой кнопочной клавиатуры, получившей название "симфониум". Но самое важное конструкторское решение того периода принял Богемийский мастер Рихтер. Примерно в 1826 году он создал образец гармошки в которой было 10 отверстий и 20 язычков ( предназначенных для вдоха и выдоха), помещённых в деревянный (кедровый) корпус. Вариант настройки с использованием диатонического звукоряда, предложенный Рихтером, стал стандартом для большинства европейских инструментов, получивших название "Mundharmonika" ( в переводе духовой орган).
Й. В. Глиер в 1829 году в немецком городке Клингенталь на своей фабрике наладил производство духовых органов. Другой немец Христиан Вайсс спустя приблизительно 26 лет проделал подобное. Но в 1857 году фирма из Троссингема стала крупнейшим массовым изготовителем губных гармошек, в то время у руководства фирмы стоял знаменитый и многим известный Маттиас Хонер, уже только в 1857 году сумевший выпустить 650 инструментов при мощи одного рабочего и своей семьи. Следует отметить, что Хонер был отличным бизнесменом. Его фамилия стала красоваться на накладке инструмента - это была одной из важнейших его маркетинговых находок. Уже к 1862 году Хонер со своей губной гармошкой приехали в Северную Америку. Как оказалось, это был важнейший шаг, который в последствии позволил его фирме заполучить мировое лидерство в производстве губных гармошек. Рост производства продвигался большими скоростями, уже у 1879 году Хонер за год выпускал более 700 тысяч инструментов. А ближе к девятисотому году уже покорилась отметка в 5 миллионов.
В настоящее время фирма "Hohner", получившая название в честь своего основателя, производит более 90 видов моделей губных гармошек, которые широко используются во всех стилях - будь то рок, фольк., джаз, блюз, классика, позволяя профессионалам и любителям свободно самовыражаться.
А теперь можно окунуться в мир этноса и посмотреть, как на разных наиболее распространенных языках звучит губная гармошка ну или духовой орган. По-английски - "French harp", "harp", "mouth organ", "harmonica", по-испански - "armonica", по-немецки - "Mundharmonika", по-итальянски "armonica a bocca", по-французски - "harmonica a bouche". Бытует мнение, что своему названию губная гармошка обязана вовсе не духовому органу. Венский мастер Демиан в 1829 году получил эксклюзивное право на массовое изготовление аккордеонов. Разумеется, что и другие музыкальные мастера производили похожие инструменты, но под другим название - "handharmonika", в переводе - ручная гармошка.
Даже мировые войны не смогли остановить распространение губных гармошек. Буквально весь мир оказался под влиянием этого карманного инструмента. Немецкие фирмы взяли на себя бремя распространителей губных гармошек. Они выпускали специальные экспортные модели для разных стран: "Alliance Harp" и "King George" для англичан "La Marseillaise", "I`Epatant" для французов, "El Centenario" для жителей Мексики. А для тех народов у которых в этнических особенностях одежды не было карманов, были предусмотрены цепочки. Была даже модель "Kaiser Wilhelm", которыми во время 1-ой мировой войны снабжались немецкие и английские солдаты.
Губная гармошка впервые была записана в 20-е годы в США, хотя в 1894 году её уже удалось побывать на кадрах немого кино. Распространение карманного инструмента в США было вызвано в 30-ые годы великой американской депрессией, а в 40-ые преддверием 2-ой мировой войны. В то время среди жителей Чикаго огромной популярностью пользовались Джон Ли Уильямсон известный как "Сони Бой" и Джаз Гиллиум.
2-ая мировая война заканчивалась, солдаты возвращались в родные пенаты. Ощущался неимоверный подъем в негритянских гетто - это естественно не могло не отразиться на музыке того времени. Молодые музыканты южане - Джуниор Уэллс, Снуки Прайор, Литтл Уолтер, уже играли на губной гармошке при помощи усилителя и микрофона. Это было что доселе не виданное - мисиссипский саксофон (на называли на американском слэнге гармошку) мог звучать в аккомпанементе орекстра.
Прошло совсем немного после войны, как в 50-ые годы тишину мировой музыки просто взорвал натиск невиданного ранее рок-н-ролла. А губная гармошка оказалась не передовой этого бунта, черпавшего своё вдохновение в грубом американском блюзе. Гармошка, в свою очередь, на данном этапе мирового развития пережила новое рождение в новой музыкальной концепции, и до сего дня сохраняет и преумножает популярность среди всех музыкальных стилей и музыкантов разных возрастов.
http://www.harpis.ru/istoria.php